Контакты

Оптимизация налогообложения при есхн. Сельскохозяйственный налог. Нужен ли кассовый аппарат

Недавно я открыл небольшую компанию по продаже запчастей. Изначально прибыль была небольшая. И, конечно, как и любой предприниматель, я стал задумываться, как можно ее увеличить. Друг-бизнесмен посоветовал рассмотреть схемы оптимизации налогообложения – как способа экономии средств. На тот момент у меня работал бухгалтер на аутсорсинге, и я рассказал об этом ему, на что услышал: «Конечно, решим этот вопрос».

Позже я пожалел, что попросил его об этом. Он стал использовать черные схемы ухода от налогов. Вскоре я понял, что мы играем с огнем и что это ставит под удар как саму организацию, так и участников таких сомнительных «оптимизаций». На мои просьбы прекратить этим заниматься бухгалтер ответил, что других вариантов он не знает и действует единственно возможным способом. Тогда я решил, что пора нам распрощаться.

Тот же друг-бизнесмен посоветовал мне обратиться в «Финаби», так как однажды сам успешно сотрудничал с этой компанией. На первой встрече я сразу поставил волнующий меня вопрос о том, как уменьшить налоги моей компании. Специалист-аутсорсер, ознакомившись с делами, предложил несколько примеров оптимизации налогов, причем легальными способами! Мы стали активно их использовать, и наше плодотворное сотрудничество привело мою компанию к уменьшению расходов практически в два раза!

Рыбин А.В
Компания «Лэнд-Сервис»

Я - владелица довольно крупного бизнеса в Москве, поэтому несу тяжкое бремя налогообложения. Однажды, когда прибыль явно пошла на спад, я всерьез задумалась о том, как минимизировать налоги законными способами.

Самым разумным и грамотным решением я посчитала обращение к специалистам, которые помогут разобраться с этим вопросом. Я выбрала компанию «Финаби». Бухгалтер компании объяснил мне, что совсем избежать оплаты налогов не получится, но обещал устроить все таким образом, чтобы налоговое бремя стало весьма сносным. Мы открыли еще одну фирму, чтобы закупать товар у себя самих. Сокращение налоговых выплат происходило за счет того, что за товар, перепроданный другой своей организации, основная фирма получала денежное вознаграждение, которое и облагалось налогом. В данном случае снижался налог на добавленную стоимость - налогом облагались лишь полученные комиссионные. И это только одна их схем, которую предложил нам специалист «Финаби». Теперь мы знаем, как можно уйти от налогов легально. При использовании этой схемы наши расходы заметно уменьшились!

Анохина М.Г.
Компания «Одри и Ко»

Уже несколько лет я владею сетью цветочных магазинов в Москве. Аренда помещений каждый год растет, как и запросы поставщиков. Невольно стала закрадываться мысль о том, что на чем-то придется начать экономить. Но сокращение расходов непременно повлияло бы на бизнес и его уровень. Я зашла в тупик.

О том, что можно уменьшить сумму налогов, я узнала на сайте «Финаби». Я связалась со специалистами, и они незамедлительно приступили к изучению бумаг компании. Мне посоветовали схему оптимизации налогов, которая в моей ситуации подошла идеально. По совету профессионалов, чтобы перейти на УСН, мы разделили бизнес на две компании. Одна моя компания стала заниматься реализацией цветов оптом и в розницу, а другая -непосредственно выращиванием и уходом. Руководителем второй фирмы стал мой муж, так как управлять компаниями не может одно и то же лицо. Благодаря «Финаби» наши расходы уменьшились в три раза! Теперь у нас не болит голова о том, как уйти от налогов. Эту задачу взяли на себя грамотные и знающие специалисты.

Генералова В.В.
Компания "Флорадэнс"

На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) призван решить несколько проблем: во-первых, снижение налогового бремени для сектора; во-вторых, упрощение процедуры расчета и уплаты налога. Преимущество системы налогообложения сельхозпроизводителей в том, что она заставляет их эффективно использовать землю. Лишь при условии полного и качественного использования земли единый налог выгоден сельхозпроизводителю, ведь, в основе суммы налога не доход, а площадь угодий.

В результате было принято решение о переводе их на единый сельскохозяйственный налог, воплотившееся в главе 26.1 НК РФ, принятой Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ. При этом введение такого режима предусматривалось законодательными актами субъектов РФ.

Однако из-за сложности применения нового механизма налогообложения единый сельскохозяйственный налог ввели только несколько регионов. Это было связано с тем, что исчислять налог предлагалось с кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, которая во многих регионах не была разработана.

Идея единого сельскохозяйственного налога в России восходит к новой экономической политике с ее заменой продразверстки продналогом. В те годы введение продналога дало высокий положительный результат. Однако такой налог вводился, во-первых, в мелкокрестьянской стране, где разветвленная форма налоговой системы было принципиально невозможной. Кроме того, продналог давал эффект на фоне отмены убивавшей деревню продразверстки.

Второй всплеск интереса к продналогу возник в конце 1980-х гг. в период активного реформирования советской системы сельского хозяйства, что также отчасти было инспирировано поисками решений в системе нэпа. Тогда для повышения стимулирования сельскохозяйственных производителей государственные поставки были разбиты на государственный заказ и продналог. В отличие от 1920-х гг. эта система не дала абсолютно никакого эффекта кроме нарушения статистической динамики.

Впервые в современной России в августе 1996 г. в Белгородской области введен единый продовольственный налог с сельскохозяйственных производителей. Базовая ставка налога рассчитывалась в продовольственной пшенице с гектара пашни. Остальные продукты пересчитывались по установленным коэффициентам. Ставки варьировали по районам в зависимости от качества земли. Сбором и реализацией продналога занималась Продовольственная корпорация. Для сельскохозяйственных предприятий присоединение к системе продналога не было обязательным – они могли сохранить прежние платежи. В 2000 г. система сельхозналога в области была отменена как противоречащая федеральному законодательству. В 1999 г. в ряде регионов страны также начались эксперименты с единым сельскохозяйственным налогом: в Тюменской области, в Лысогорском районе Саратовской области.

Суть Саратовского опыта состояла в том, что большинство уплачиваемых сельхозпроизводителями налогов, а именно: НДС, налог с продаж, налог на прибыль, на имущество, земельный налог, ресурсные платежи, за загрязнение окружающей среды, платежи в государственные внебюджетные фонды, местные налоги, даже подоходный налог с физических лиц были заменены уплатой единого налога. Ставка налога начислялась с гектара сельхозугодий с учетом корректировки в зависимости от качества земель. Рассчитывалась ставка на основе суммы начисленных налогов и других обязательных платежей в среднем на три года, предшествующих введению единого налога, отдельно по каждой категории сельхозтоваропроизводителей. Налог уплачивался ежеквартально, но с учетом сезонности. В первый и второй кварталы производители платили по 10 \% от годовой суммы налога, а в третий и четвертый – по 40 \%. В случае досрочной уплаты годовой суммы налога полностью предоставлялась льгота от 5 до 20 \%. За 4 года эксперимента налог показал свою эффективность. Плательщиков удовлетворяла простота расчета налога, резкое сокращение и упрощение отчетности, отсутствие фискальных проверок. За время эксперимента ежегодно уплачиваемая сумма налога в три раза превысила первоначальный базовый уровень. Отсутствовала задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. После прекращения эксперимента сумма уплаченных налогов стала заметно сокращаться.

Практика применения единого сельскохозяйственного налога показывает, что хорошая идея не всегда приводит к увеличению поступлений в бюджет. Например, установленная в Брянской области единая ставка налога (20,53 руб.) способствовала перераспределению налоговой нагрузки с передовых хозяйств на отсталые. Она определялась как отношение 1/4 суммы налогов и сборов, подлежащих уплате сельхозпроизводителями в бюджеты всех уровней в соответствии с общим режимом налогообложения за предшествующий календарный год, за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату единого налога, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельхозугодий. Кадастровая оценка земли в области отличалась в разы – от 3927 руб. до 17 622 руб. за гектар. Расчет ставки налога по каждому хозяйству показал, что для крепких хозяйств она превысит 583 руб., а для других составит не более 60 коп. Это поставило сельхозпроизводителей в неравные условия.

Немаловажную роль играет и количество земли, закрепленное за производителем. При переходе на единый сельскохозналог иметь необрабатываемую землю невыгодно. Многие сельхозпроизводители стали отказываться от таких земель, и в области образовался фонд невостребованных земель. В итоге переход на уплату единого сельхозналога для крепких хозяйств явился благом, а для слабых – непосильным бременем. Это не могло не сказаться на собираемости налога. За 1 полугодие 2003 г. из 49,4 млн руб. исчисленного налога поступило в бюджет лишь 10,3 млн руб. (20,8 \%).

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ принята новая редакция главы 26.1 НК РФ, принципиально отличающаяся от ранее действующей. При ее разработке были в значительной степени учтены положения главы 26.2 НК РФ об упрощенной системе налогообложения.

К первостепенным новшествам и преимуществам, предлагаемым новой редакцией главы 26.1 НК РФ, относятся следующие:

– положения главы носят характер прямого действия (нет необходимости в принятии соответствующих законодательных актов в субъектах РФ);

– переход на специальный режим налогообложения в виде ЕСХН осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке января года, в котором осуществляется такой переход.

– на специальный режим налогообложения не вправе переходить организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство подакцизной продукции, являющиеся плательщиками ЕНВД, а также организации, имеющие филиалы и представительства;

– уплата ЕСХН заменяет собой уплату налога на прибыль (у индивидуальных предпринимателей – налога на доходы физических лиц), налога на имущество, ЕСН и НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

– критерием для отнесения организации или индивидуального предпринимателя к сельхозтоваропроизводителю является доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, который не может быть менее 70 \% от общего объема доходов от реализации;

– объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом являются доходы, уменьшенные на величину расходов (доходы определяются в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ, а расходы – в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ), так называемые «чистые доходы» со ставкой налога 6 \%;

– годовой налоговый период и полугодовой отчетный период: налог уплачивается всего два раза в год, до 25 июля отчетного года и до 31 марта следующего года.

Все это дает основания подробнее остановиться на налоговой оптимизации в рамках последнего, как наиболее мобильного и вариантного специального режима налогообложения.

По данным налоговых органов в России единый сельскохозяйственный налог уплачивают 50,2 тыс. налогоплательщиков, среди них 18,4 тыс. организаций, 11,6 тыс. предпринимателей и 20,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. По подсчетам специалистов Минсельхоза России, в хозяйствах, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, сумма налоговых платежей может сократиться примерно на одну треть.

Экономический эффект (потенциальную экономию на налогах) от применения спецрежима при переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН можно рассчитать по следующей формуле:

Э = (НП + НДС + НИ + ЕСН) – ЕСХН,

где Э – экономия на налогах при переходе на уплату ЕСХН; НП – сумма налога на прибыль организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; НДС – сумма налога на добавленную стоимость, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; НИ – сумма налога на имущество организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; ЕСН – сумма единого социального налога, начисленная за налоговый период; ЕСХН – сумма единого сельскохозяйственного налога.

Для индивидуальных предпринимателей, в т. ч. глав крестьянских (фермерских) хозяйств в формуле налог на прибыль заменяется налогом на доходы физических лиц, а налог на имущество организаций – налогом на имущество физических лиц, уплачиваемым в отношении имущества, которое используется в коммерческой деятельности. Кроме того, не облагаются налогом на доходы физических лиц и ЕСН доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства, переработки и реализации собственной сельхозпродукции в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства (п. 14 ст. 217 и подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ). Поэтому для крестьянского (фермерского) хозяйства, занимающегося сельскохозяйственной деятельностью менее 5 лет, в расчете налоговой экономии фактически будут участвовать только три показателя: сумма НДС, сумма налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого в коммерческой деятельности) и сумма ЕСХН.

Кроме того, при расчете следует учитывать:

· статус налогоплательщика (организация или предприниматель);

· какой режим налогоплательщик применяет в данный момент (общий или упрощенную систему налогообложения);

· хозяйство является планово-убыточным или рентабельным;

· какими основными средствами (строениями, сельхозтехникой и т. п.) располагает налогоплательщик, какова степень их износа и планируется ли их обновление в ближайшей перспективе;

· действуют ли в субъекте РФ региональные льготы по налогу на имущество;

· насколько существенна доля заработной платы (и соответственно доля ЕСН) в расходах предприятия;

· кто является потребителем производимой продукции – плательщики НДС или нет;

· какова доля дохода от непрофильной деятельности.

Способы оптимизации налогового бремени при ЕСХН заключаются в маневрировании преимуществами сельскохозяйственных товаропроизводителей, перешедших на уплату ЕСХН, по ряду российских налогов: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на имущество организаций. Сравним уплачиваемые налоги по общей системе налогообложения и в рамках специального режима.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН, на ближайшие годы установлены льготные ставки налога на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции:

· в 2004–2007 годах – 0 \%;

· в 2008–2009 годах – 6 \%;

· в 2010–2011 годах – 12 \%;

· в 2012–2014 годах – 18 \%;

· начиная с 2015 года – 24 \%.

Пониженные ставки налога на прибыль не вправе применять те хозяйства, статус которых не соответствует критериям главы 26.1 НК РФ (например, доля дохода ниже 70 \%).

Поскольку большинство хозяйств являются убыточными и не платят налог на прибыль организаций, выгоды от перехода на уплату ЕСХН в виде экономии на налоге на прибыль не существенные.

Реализация большинства продовольственных товаров (например, мяса, молока и зерна) облагается по ставке НДС 10 \%. В то же время сельхозпредприятия приобретают многие товары (сельхозтехнику, ГСМ), которые облагаются по ставке 18 \%. Поэтому сумма вычетов по данному налогу у сельхозпредприятий, как правило, превышает сумму начислений. Получается, бюджет зачастую должен вернуть сельхозпредприятию часть «входного» НДС. У плательщиков ЕСХН обязанности по начислению и уплате НДС нет, но нет и права на вычет «входного» налога. Для некоторых сельхозпредприятий это может быть существенным минусом. При переходе на уплату ЕСХН у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникает проблема ценовой политики. Потребителями сельхозпродукции могут быть как физические лица и предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, так и организации и предприниматели – плательщики этого налога. Плательщики ЕСХН не являются плательщиками НДС и не имеют права предъявлять налог покупателям. Поэтому покупатели, применяющие общий режим налогообложения, лишаются права на вычет «входного» НДС. Для многих покупателей это может быть невыгодно. В данном случае для сохранения конкурентоспособности продукции предприятие АПК может снизить цену.

С 2005 г. сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают ЕСН по максимальной ставке 20 \% (п. 1 ст. 241 НК РФ). При этом статус сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей уплаты ЕСН определяется в соответствии с Законом № 193-ФЗ. В аграрном секторе уровень зарплат традиционно невысок, и экономия на ЕСН при переходе на ЕСХН может оказаться несущественной.

Налог на имущество организаций, измененный с 2004 г., не предусматривает федеральных льгот по налогу на имущество для организаций по производству, переработке и хранению сельхозпродукции. Однако такие льготы могут быть предусмотрены на региональном уровне. Поэтому решение вопроса об экономии на налоге на имущество зависит от конкретных норм соответствующих законов субъектов РФ.

Что касается упрощения отчетности для предприятий, применяющих ЕСХН, то в данном случае организации не освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет в полном объеме, как это установлено, например, для предприятий, применяющих «упрощенку». Причем помимо общих требований, организации обязаны соблюдать и отраслевые рекомендации по бухгалтерскому учету.

Сравним на примере условной организации налоговую нагрузку при применении ЕСХН и общего режима налогообложения.

Пример. ООО «Восход» зарегистрировано и ведет деятельность на территории Саратовской области. Основной вид деятельности – производство сельхозпродукции и ее первичная переработка. Организация выполняет ремонтно-строительные работы для других агропредприятий.

Показатели деятельности ООО «Восход» за 2005 г.

Доля доходов ООО «Восход» от реализации продукции, произведенной из собственной сельхозпродукции, равна 73 \% {(500 000 руб. – 45455 руб.): (700 000 руб. – 75963 руб.) х 100 \%}. Этот показатель позволяет организации перейти на уплату ЕСХН. Доля дохода от выполнения ремонтно-строительных работ – 27 \% (100 \% – 73 \%).

Налоговая нагрузка при общем режиме налогообложения составляет.

Доход без учета НДС равен 624037 руб. {(500000 руб. – 45455 руб.) + (200000 руб. – 30508 руб.)}. Материальные затраты за вычетом НДС – 448074 руб. {(400000 руб. – 61017 руб.) + (120000 руб.– 10909 руб.)}.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, – 4037 руб. ((45455 руб. + 30508 руб.) – (10909 руб. + 61017 руб.)).

Налоги на фонд оплаты труда составят: 26000 руб. (130000 руб. Х 20 \%) – ЕСН начисленный; 13390 руб. (130 000 руб. Х 10,3 \%) – взносы на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, сумма ЕСН, уплачиваемая в бюджет, составит 12610 руб. (26000 руб. – 13390 руб.).

Общая сумма расходов – 604074 руб., из них: 404838 руб. – материальные затраты; 130 000 руб. – заработная плата; 12610 руб. – ЕСН; 13390 руб. – взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с п. 9 ст. 274 НК РФ организация, получающая прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности, обязана вести раздельный учет затрат по такой деятельности. Поскольку разделить расходы в данном случае невозможно, организация распределяет их по видам деятельности пропорционально доле доходов от сельскохозяйственной деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Расходы по реализации собственной сельхозпродукции равны 453055 руб. (604074 руб. Х 75 \%).

Налоговая база по налогу на прибыль от реализации собственной сельхозпродукции – 1490 руб. (454545 руб. – 453055 руб.).

Ставка налога на прибыль от реализации собственной сельхозпродукции в 2005 г. составляла 0 \%, поэтому налог на прибыль равен 0 руб.

Расходы на выполнение ремонтно-строительных работ – 151018 руб. (604074 руб. Х 25 \%).

Налоговая база по налогу на прибыль по ремонтно-строительным работам сельхозтехники – 18474 руб. (169492 руб. – 151018 руб.).

Ставка налога на прибыль по иным (не сельскохозяйственным) видам деятельности составляет 24 \%, поэтому налог на прибыль равен 4433 руб. (18474 руб. Х 24 \%).

Налоговая нагрузка при применении ЕСХН составляет следующие значения.

Если организация не предполагает снижать цену при переходе на ЕСХН, доход от реализации, учитываемый при формировании налоговой базы по ЕСХН, равен 700 000 руб.

Затраты организации, учитываемые при формировании налоговой базы, составят 663390 руб.: 448074 руб. – материальные затраты; 71926 руб. (10909 руб. + 61017 руб.) – НДС; 130 000 руб. – заработная плата; 13390 руб. (130 000 руб. Х 10,3 \%) – взносы на обязательное пенсионное страхование.

Налогооблагаемая база по ЕСХН равна 36610 руб. (700 000 руб. – 663390 руб.).

Таким образом, сумма ЕСХН, уплачиваемая в бюджет, составит 2196 руб. (36610 руб. Х 6 \%).

Экономия на налогах при применении ЕСХН по сравнению с общим режимом налогообложения в 2005 г. составит: (4433 руб. + 4037 руб. + 12610 руб.) – 2196 руб. = 18884 руб.

Для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) и для налогоплательщиков, которые уже состоят на учете в налоговых органах, порядок перехода на уплату ЕСХН различен. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату ЕСХН с момента постановки на учет в налоговой инспекции, для этого они должны подать заявление о переходе на специальный режим одновременно с заявлением о госрегистрации.

Предприятия и индивидуальные предприниматели, уже осуществляющие деятельность в сфере агробизнеса, если они предполагают перейти на уплату ЕСХН, обязаны подать соответствующее заявление в период с 20 октября по 20 декабря текущего года. Организации подают заявление в налоговую инспекцию по своему местонахождению, а индивидуальные предприниматели – по месту жительства.

Контрольные вопросы

1. Каково значение корпоративного налогового менеджмента в современных российских условиях?

2. В чем Вы видите выгоды для предприятия от организации корпоративного налогового менеджмента?

3. Чем отличаются понятия налоговая оптимизация, налоговая минимизация?

4. Раскройте причины уменьшения налогов в современном мире?

5. Чем отличается механизм бюджетирования на предприятии от государственного?

6. Подробно охарактеризуйте виды налогового планирования и их особенности.

7. Опишите поэтапный механизм организации налогового планирования на предприятии.

8. Какова специфика НДС с точки зрения налоговой оптимизации?

9. В чем специфика налогового планирования в рамках специальных налоговых режимов?

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, 2006.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части 1, 2 (с последними изменениями и дополнениями) www.garant.ru/main/10800200-000.htm

3. Акулинин Д.Ю. Правовые аспекты налогового планирования //Налоговый вестник. 2004. № 10.

4. Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: Учебно-практическое пособие. М.: ОСЬ-89, 2003.

5. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика /Под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина. Изд 2-е, перераб. и доп. – Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2005.

6. Васильева А.А., Гурвич Е.Т. Отраслевая структура российской налоговой системы //Проблемы прогнозирования. 2005. № 3.

7. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. М.: ИЦФЭР, 2004.

8. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000.

9. Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования. СПб.: Питер, 2004.

10. Злобина Л.А., Стажкова М.М. Оптимизация налогообложения экономического субъекта: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2003.

11. Кобенко А. Формирование бюджета налогов //Финансовый директор. 2004. № 4.

12. Липатова И.В. Налоговое планирование: принципы, методы, правовые вопросы //Финансы. 2003. № 7

13. Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы. М.: ГроссМедиа, 2005.

14. Мельник Д. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.

15. Муравьев В.В. Организация налогового планирования на предприятии //Аудит и финансовый анализ. 2001. № 2.

16. Налоговое планирование /Е. Вылкова, М. Романовский. – СПб.: Питер, 2004.

17. Налоговый менеджмент: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» /Под ред. проф., чл. – корр. РАН Поршнева А.Г. – М.: ИНФРА-М, 2003

18. Румянцев А.В. Налоговое регулирование в зарубежных странах //Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 6.

19. Эрзин Д.Г. Основные элементы налоговой учетной политики на 2005 год //Российский налоговый курьер. 2005. № 5.

20. Юткина Т.Ф. Налоговый менеджмент. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Существует несколько налоговых режимов: УСН, ЕВНД, ЕСХН. Рассмотрим, что представляет собой сельхозналог, насколько он удобен для фермера и каковы его преимущества перед остальными налоговыми режимами.

Для правительства России поддержка сельского хозяйства является одной из приоритетных. Развивать и поднимать сельское хозяйство нужно еще и потому, что треть населения страны живет в сельской местности.

Однако несмотря на довольно щадящий режим (налоговая ставка 6%), эта система не пользуется спросом у предпринимателей.

Дело в том, что само название налога – единый сельхозналогговорит само за себя. Его могут использовать исключительно производители сельского хозяйства, а не переработчики. Значит, большой сектор отросли, от которой напрямую зависит цена закупки и дальнейшая цена в рознице, не может использовать этот режим.

Для производителей сельскохозяйственной продукции выдвинуты очень жесткие требования.Общий доход должен составлять не менее 70% после реализации произведенной продукции. Поэтому чаще предприниматели–фермеры используют другой налоговый режим.

Так в чем же выгода применения этого режима? Если рассматривать с точки зрения налогового бремени, то этот спец. режим выигрывает по отношению с другим режимам налогообложения.

Из таблицы видно, что хоть налоговая ставка у сельхозналога и упрощенца (доходы) одинакова, ЕСХН работает по системе «доходы минус расходы», а у упрощенца («доходы») высчитывается налог с прибыли без вычета расходов. В итоге получается, что сельскохозяйственный режим для налогоплательщика очень выгоден, если претендент на этот режим соответствует всем налоговым требованиям.

Кто может использовать спец. режим

В налоговом кодексе в ст. 346.2 указан полный список лиц, которые могут применять ЕСХН. Ими могут стать:

  • Предприниматели и организации, сельхозкооперативы, которые занимаются производством, переработкой и реализацией собственной продукции.
  • Рыбхозяйственные предприятия, если на предприятии задействовано не менее 50 процентов работников, проживающих в поселке. Само рыболовство должно осуществляться на судах рыбопромыслового флота, находящихся либо в собственности, либо используемых по договору фрахтования.

Не могут использовать сельхоз. режим переработчики и реализаторы продукции сельского хозяйства, производители табака, алкоголя, а также те, кто занимается игорным бизнесом.

Предприниматели или организации, которые бы хотели перейти или сохранить право использовать режим налогообложения ЕСХН, должны выполнять ряд условий:

  • Доход от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова должен составлять не менее процентов.
  • Среднегодовая численность работников на предприятии или у ИП должна не превышать 300 человек.
  • Размер дохода не ограничен, главное, чтобы он был не менее процентов от всей реализованной продукции.

От каких налогов освобождает

При использовании предпринимателем режима ЕСХН он освобождается от уплаты следующих налогов:

  • Налог на прибыль (кроме налога по долговым обязательствам).
  • НДС, если товар не ввозится из-за границы.
  • Имущественный налог организаций и предпринимателей.
  • НДФЛ.

Можно сказать, это наиболее щадящий налоговый режим в России.

Отчетность и уплата налогов

Перейти на ЕСХН могут все участники рынка, которые соответствуют требованиям налогового кодекса. Спец. режим кроме комфортной налоговой ставки предусмотрел минимальные отчетные документы и сроки сдачи.

Отчетными периодами для данного режима являются полгода и год. В июле не позднее числа налогоплательщик уплачивает авансовый взнос. Декларация подается не позднее 31 марта отчетного года.

Предприниматели обязаны вести книгу доходов и расходов. В неё заносятся все сведения по затратам на производстве и выручка от реализации продукции. Организации ведут бухгалтерский учет.

При невыполнении условий сдачи отчетности и несвоевременной оплате налога фермеру придется уплачивать штраф и пени.

Возможные проблемы при использовании ЕСХН

Так как этот налог рассчитывается из «доходы минус расходы» и умножается на налоговую ставку 6%, то может возникнуть ряд проблем с налоговиками. Они могут не признать тот или иной расход, подлежащий к вычету.

Полный перечень расходов (45 позиций) можно увидеть в статье 346.5 НК. Если какой-либо расход не относится к налоговому вычету, то налоговики его не примут и придется пересчитывать налог к уплате.

7.3. Оптимизация налогов сельскохозяйственными производителями

На всем протяжении периода реформирования экономики государство пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их производства.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) призван решить несколько проблем: во-первых, снижение налогового бремени для сектора; во-вторых, упрощение процедуры расчета и уплаты налога. Преимущество системы налогообложения сельхозпроизводителей в том, что она заставляет их эффективно использовать землю. Лишь при условии полного и качественного использования земли единый налог выгоден сельхозпроизводителю, ведь, в основе суммы налога не доход, а площадь угодий.

В результате было принято решение о переводе их на единый сельскохозяйственный налог, воплотившееся в главе 26.1 НК РФ, принятой Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ. При этом введение такого режима предусматривалось законодательными актами субъектов РФ.

Однако из-за сложности применения нового механизма налогообложения единый сельскохозяйственный налог ввели только несколько регионов. Это было связано с тем, что исчислять налог предлагалось с кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий, которая во многих регионах не была разработана.

Идея единого сельскохозяйственного налога в России восходит к новой экономической политике с ее заменой продразверстки продналогом. В те годы введение продналога дало высокий положительный результат. Однако такой налог вводился, во-первых, в мелкокрестьянской стране, где разветвленная форма налоговой системы было принципиально невозможной. Кроме того, продналог давал эффект на фоне отмены убивавшей деревню продразверстки.

Второй всплеск интереса к продналогу возник в конце 1980-х гг. в период активного реформирования советской системы сельского хозяйства, что также отчасти было инспирировано поисками решений в системе нэпа. Тогда для повышения стимулирования сельскохозяйственных производителей государственные поставки были разбиты на государственный заказ и продналог. В отличие от 1920-х гг. эта система не дала абсолютно никакого эффекта кроме нарушения статистической динамики.

Впервые в современной России в августе 1996 г. в Белгородской области введен единый продовольственный налог с сельскохозяйственных производителей. Базовая ставка налога рассчитывалась в продовольственной пшенице с гектара пашни. Остальные продукты пересчитывались по установленным коэффициентам. Ставки варьировали по районам в зависимости от качества земли. Сбором и реализацией продналога занималась Продовольственная корпорация. Для сельскохозяйственных предприятий присоединение к системе продналога не было обязательным – они могли сохранить прежние платежи. В 2000 г. система сельхозналога в области была отменена как противоречащая федеральному законодательству. В 1999 г. в ряде регионов страны также начались эксперименты с единым сельскохозяйственным налогом: в Тюменской области, в Лысогорском районе Саратовской области.

Суть Саратовского опыта состояла в том, что большинство уплачиваемых сельхозпроизводителями налогов, а именно: НДС, налог с продаж, налог на прибыль, на имущество, земельный налог, ресурсные платежи, за загрязнение окружающей среды, платежи в государственные внебюджетные фонды, местные налоги, даже подоходный налог с физических лиц были заменены уплатой единого налога. Ставка налога начислялась с гектара сельхозугодий с учетом корректировки в зависимости от качества земель. Рассчитывалась ставка на основе суммы начисленных налогов и других обязательных платежей в среднем на три года, предшествующих введению единого налога, отдельно по каждой категории сельхозтоваропроизводителей. Налог уплачивался ежеквартально, но с учетом сезонности. В первый и второй кварталы производители платили по 10 % от годовой суммы налога, а в третий и четвертый – по 40 %. В случае досрочной уплаты годовой суммы налога полностью предоставлялась льгота от 5 до 20 %. За 4 года эксперимента налог показал свою эффективность. Плательщиков удовлетворяла простота расчета налога, резкое сокращение и упрощение отчетности, отсутствие фискальных проверок. За время эксперимента ежегодно уплачиваемая сумма налога в три раза превысила первоначальный базовый уровень. Отсутствовала задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. После прекращения эксперимента сумма уплаченных налогов стала заметно сокращаться.

Практика применения единого сельскохозяйственного налога показывает, что хорошая идея не всегда приводит к увеличению поступлений в бюджет. Например, установленная в Брянской области единая ставка налога (20,53 руб.) способствовала перераспределению налоговой нагрузки с передовых хозяйств на отсталые. Она определялась как отношение 1/4 суммы налогов и сборов, подлежащих уплате сельхозпроизводителями в бюджеты всех уровней в соответствии с общим режимом налогообложения за предшествующий календарный год, за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату единого налога, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельхозугодий. Кадастровая оценка земли в области отличалась в разы – от 3927 руб. до 17 622 руб. за гектар. Расчет ставки налога по каждому хозяйству показал, что для крепких хозяйств она превысит 583 руб., а для других составит не более 60 коп. Это поставило сельхозпроизводителей в неравные условия.

Немаловажную роль играет и количество земли, закрепленное за производителем. При переходе на единый сельскохозналог иметь необрабатываемую землю невыгодно. Многие сельхозпроизводители стали отказываться от таких земель, и в области образовался фонд невостребованных земель. В итоге переход на уплату единого сельхозналога для крепких хозяйств явился благом, а для слабых – непосильным бременем. Это не могло не сказаться на собираемости налога. За 1 полугодие 2003 г. из 49,4 млн руб. исчисленного налога поступило в бюджет лишь 10,3 млн руб. (20,8 %).

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ принята новая редакция главы 26.1 НК РФ, принципиально отличающаяся от ранее действующей. При ее разработке были в значительной степени учтены положения главы 26.2 НК РФ об упрощенной системе налогообложения.

К первостепенным новшествам и преимуществам, предлагаемым новой редакцией главы 26.1 НК РФ, относятся следующие:

– положения главы носят характер прямого действия (нет необходимости в принятии соответствующих законодательных актов в субъектах РФ);

– переход на специальный режим налогообложения в виде ЕСХН осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке января года, в котором осуществляется такой переход.

– на специальный режим налогообложения не вправе переходить организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство подакцизной продукции, являющиеся плательщиками ЕНВД, а также организации, имеющие филиалы и представительства;

– уплата ЕСХН заменяет собой уплату налога на прибыль (у индивидуальных предпринимателей – налога на доходы физических лиц), налога на имущество, ЕСН и НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

– критерием для отнесения организации или индивидуального предпринимателя к сельхозтоваропроизводителю является доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, который не может быть менее 70 % от общего объема доходов от реализации;

– объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом являются доходы, уменьшенные на величину расходов (доходы определяются в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ, а расходы – в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ), так называемые «чистые доходы» со ставкой налога 6 %;

– годовой налоговый период и полугодовой отчетный период: налог уплачивается всего два раза в год, до 25 июля отчетного года и до 31 марта следующего года.

Все это дает основания подробнее остановиться на налоговой оптимизации в рамках последнего, как наиболее мобильного и вариантного специального режима налогообложения.

По данным налоговых органов в России единый сельскохозяйственный налог уплачивают 50,2 тыс. налогоплательщиков, среди них 18,4 тыс. организаций, 11,6 тыс. предпринимателей и 20,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. По подсчетам специалистов Минсельхоза России, в хозяйствах, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, сумма налоговых платежей может сократиться примерно на одну треть.

Экономический эффект (потенциальную экономию на налогах) от применения спецрежима при переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН можно рассчитать по следующей формуле:

Э = (НП + НДС + НИ + ЕСН) – ЕСХН,

где Э – экономия на налогах при переходе на уплату ЕСХН; НП – сумма налога на прибыль организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; НДС – сумма налога на добавленную стоимость, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; НИ – сумма налога на имущество организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период; ЕСН – сумма единого социального налога, начисленная за налоговый период; ЕСХН – сумма единого сельскохозяйственного налога.

Для индивидуальных предпринимателей, в т. ч. глав крестьянских (фермерских) хозяйств в формуле налог на прибыль заменяется налогом на доходы физических лиц, а налог на имущество организаций – налогом на имущество физических лиц, уплачиваемым в отношении имущества, которое используется в коммерческой деятельности. Кроме того, не облагаются налогом на доходы физических лиц и ЕСН доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства, переработки и реализации собственной сельхозпродукции в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства (п. 14 ст. 217 и подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ). Поэтому для крестьянского (фермерского) хозяйства, занимающегося сельскохозяйственной деятельностью менее 5 лет, в расчете налоговой экономии фактически будут участвовать только три показателя: сумма НДС, сумма налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого в коммерческой деятельности) и сумма ЕСХН.

Кроме того, при расчете следует учитывать:

· статус налогоплательщика (организация или предприниматель);

· какой режим налогоплательщик применяет в данный момент (общий или упрощенную систему налогообложения);

· хозяйство является планово-убыточным или рентабельным;

· какими основными средствами (строениями, сельхозтехникой и т. п.) располагает налогоплательщик, какова степень их износа и планируется ли их обновление в ближайшей перспективе;

· действуют ли в субъекте РФ региональные льготы по налогу на имущество;

· насколько существенна доля заработной платы (и соответственно доля ЕСН) в расходах предприятия;

· кто является потребителем производимой продукции – плательщики НДС или нет;

· какова доля дохода от непрофильной деятельности.

Способы оптимизации налогового бремени при ЕСХН заключаются в маневрировании преимуществами сельскохозяйственных товаропроизводителей, перешедших на уплату ЕСХН, по ряду российских налогов: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на имущество организаций. Сравним уплачиваемые налоги по общей системе налогообложения и в рамках специального режима.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН, на ближайшие годы установлены льготные ставки налога на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции:

· в 2004–2007 годах – 0 %;

· в 2008–2009 годах – 6 %;

· в 2010–2011 годах – 12 %;

· в 2012–2014 годах – 18 %;

· начиная с 2015 года – 24 %.

Пониженные ставки налога на прибыль не вправе применять те хозяйства, статус которых не соответствует критериям главы 26.1 НК РФ (например, доля дохода ниже 70 %).

Поскольку большинство хозяйств являются убыточными и не платят налог на прибыль организаций, выгоды от перехода на уплату ЕСХН в виде экономии на налоге на прибыль не существенные.

Реализация большинства продовольственных товаров (например, мяса, молока и зерна) облагается по ставке НДС 10 %. В то же время сельхозпредприятия приобретают многие товары (сельхозтехнику, ГСМ), которые облагаются по ставке 18 %. Поэтому сумма вычетов по данному налогу у сельхозпредприятий, как правило, превышает сумму начислений. Получается, бюджет зачастую должен вернуть сельхозпредприятию часть «входного» НДС. У плательщиков ЕСХН обязанности по начислению и уплате НДС нет, но нет и права на вычет «входного» налога. Для некоторых сельхозпредприятий это может быть существенным минусом. При переходе на уплату ЕСХН у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникает проблема ценовой политики. Потребителями сельхозпродукции могут быть как физические лица и предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, так и организации и предприниматели – плательщики этого налога. Плательщики ЕСХН не являются плательщиками НДС и не имеют права предъявлять налог покупателям. Поэтому покупатели, применяющие общий режим налогообложения, лишаются права на вычет «входного» НДС. Для многих покупателей это может быть невыгодно. В данном случае для сохранения конкурентоспособности продукции предприятие АПК может снизить цену.

С 2005 г. сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают ЕСН по максимальной ставке 20 % (п. 1 ст. 241 НК РФ). При этом статус сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей уплаты ЕСН определяется в соответствии с Законом № 193-ФЗ. В аграрном секторе уровень зарплат традиционно невысок, и экономия на ЕСН при переходе на ЕСХН может оказаться несущественной.

Налог на имущество организаций, измененный с 2004 г., не предусматривает федеральных льгот по налогу на имущество для организаций по производству, переработке и хранению сельхозпродукции. Однако такие льготы могут быть предусмотрены на региональном уровне. Поэтому решение вопроса об экономии на налоге на имущество зависит от конкретных норм соответствующих законов субъектов РФ.

Что касается упрощения отчетности для предприятий, применяющих ЕСХН, то в данном случае организации не освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет в полном объеме, как это установлено, например, для предприятий, применяющих «упрощенку». Причем помимо общих требований, организации обязаны соблюдать и отраслевые рекомендации по бухгалтерскому учету.

Сравним на примере условной организации налоговую нагрузку при применении ЕСХН и общего режима налогообложения.

Пример. ООО «Восход» зарегистрировано и ведет деятельность на территории Саратовской области. Основной вид деятельности – производство сельхозпродукции и ее первичная переработка. Организация выполняет ремонтно-строительные работы для других агропредприятий.

Показатели деятельности ООО «Восход» за 2005 г.

Доля доходов ООО «Восход» от реализации продукции, произведенной из собственной сельхозпродукции, равна 73 % {(500 000 руб. – 45455 руб.): (700 000 руб. – 75963 руб.) х 100 %}. Этот показатель позволяет организации перейти на уплату ЕСХН. Доля дохода от выполнения ремонтно-строительных работ – 27 % (100 % – 73 %).

Налоговая нагрузка при общем режиме налогообложения составляет.

Доход без учета НДС равен 624037 руб. {(500000 руб. – 45455 руб.) + (200000 руб. – 30508 руб.)}. Материальные затраты за вычетом НДС – 448074 руб. {(400000 руб. – 61017 руб.) + (120000 руб.– 10909 руб.)}.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, – 4037 руб. ((45455 руб. + 30508 руб.) – (10909 руб. + 61017 руб.)).

Налоги на фонд оплаты труда составят: 26000 руб. (130000 руб. Х 20 %) – ЕСН начисленный; 13390 руб. (130 000 руб. Х 10,3 %) – взносы на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, сумма ЕСН, уплачиваемая в бюджет, составит 12610 руб. (26000 руб. – 13390 руб.).

Общая сумма расходов – 604074 руб., из них: 404838 руб. – материальные затраты; 130 000 руб. – заработная плата; 12610 руб. – ЕСН; 13390 руб. – взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с п. 9 ст. 274 НК РФ организация, получающая прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности, обязана вести раздельный учет затрат по такой деятельности. Поскольку разделить расходы в данном случае невозможно, организация распределяет их по видам деятельности пропорционально доле доходов от сельскохозяйственной деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Расходы по реализации собственной сельхозпродукции равны 453055 руб. (604074 руб. Х 75 %).

Налоговая база по налогу на прибыль от реализации собственной сельхозпродукции – 1490 руб. (454545 руб. – 453055 руб.).

Ставка налога на прибыль от реализации собственной сельхозпродукции в 2005 г. составляла 0 %, поэтому налог на прибыль равен 0 руб.

Расходы на выполнение ремонтно-строительных работ – 151018 руб. (604074 руб. Х 25 %).

Налоговая база по налогу на прибыль по ремонтно-строительным работам сельхозтехники – 18474 руб. (169492 руб. – 151018 руб.).

Ставка налога на прибыль по иным (не сельскохозяйственным) видам деятельности составляет 24 %, поэтому налог на прибыль равен 4433 руб. (18474 руб. Х 24 %).

Налоговая нагрузка при применении ЕСХН составляет следующие значения.

Если организация не предполагает снижать цену при переходе на ЕСХН, доход от реализации, учитываемый при формировании налоговой базы по ЕСХН, равен 700 000 руб.

Затраты организации, учитываемые при формировании налоговой базы, составят 663390 руб.: 448074 руб. – материальные затраты; 71926 руб. (10909 руб. + 61017 руб.) – НДС; 130 000 руб. – заработная плата; 13390 руб. (130 000 руб. Х 10,3 %) – взносы на обязательное пенсионное страхование.

Налогооблагаемая база по ЕСХН равна 36610 руб. (700 000 руб. – 663390 руб.).

Таким образом, сумма ЕСХН, уплачиваемая в бюджет, составит 2196 руб. (36610 руб. Х 6 %).

Экономия на налогах при применении ЕСХН по сравнению с общим режимом налогообложения в 2005 г. составит: (4433 руб. + 4037 руб. + 12610 руб.) – 2196 руб. = 18884 руб.

Для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) и для налогоплательщиков, которые уже состоят на учете в налоговых органах, порядок перехода на уплату ЕСХН различен. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату ЕСХН с момента постановки на учет в налоговой инспекции, для этого они должны подать заявление о переходе на специальный режим одновременно с заявлением о госрегистрации.

Предприятия и индивидуальные предприниматели, уже осуществляющие деятельность в сфере агробизнеса, если они предполагают перейти на уплату ЕСХН, обязаны подать соответствующее заявление в период с 20 октября по 20 декабря текущего года. Организации подают заявление в налоговую инспекцию по своему местонахождению, а индивидуальные предприниматели – по месту жительства.

Контрольные вопросы

1. Каково значение корпоративного налогового менеджмента в современных российских условиях?

2. В чем Вы видите выгоды для предприятия от организации корпоративного налогового менеджмента?

3. Чем отличаются понятия налоговая оптимизация, налоговая минимизация?

4. Раскройте причины уменьшения налогов в современном мире?

5. Чем отличается механизм бюджетирования на предприятии от государственного?

6. Подробно охарактеризуйте виды налогового планирования и их особенности.

7. Опишите поэтапный механизм организации налогового планирования на предприятии.

8. Какова специфика НДС с точки зрения налоговой оптимизации?

9. В чем специфика налогового планирования в рамках специальных налоговых режимов?

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, 2006.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части 1, 2 (с последними изменениями и дополнениями) www.garant.ru/main/10800200-000.htm

3. Акулинин Д.Ю. Правовые аспекты налогового планирования //Налоговый вестник. 2004. № 10.

4. Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: Учебно-практическое пособие. М.: ОСЬ-89, 2003.

5. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика /Под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина. Изд 2-е, перераб. и доп. – Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2005.

6. Васильева А.А., Гурвич Е.Т. Отраслевая структура российской налоговой системы //Проблемы прогнозирования. 2005. № 3.

7. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. М.: ИЦФЭР, 2004.

8. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000.

9. Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования. СПб.: Питер, 2004.

10. Злобина Л.А., Стажкова М.М. Оптимизация налогообложения экономического субъекта: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2003.

11. Кобенко А. Формирование бюджета налогов //Финансовый директор. 2004. № 4.

12. Липатова И.В. Налоговое планирование: принципы, методы, правовые вопросы //Финансы. 2003. № 7

13. Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы. М.: ГроссМедиа, 2005.

14. Мельник Д. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.

15. Муравьев В.В. Организация налогового планирования на предприятии //Аудит и финансовый анализ. 2001. № 2.

16. Налоговое планирование /Е. Вылкова, М. Романовский. – СПб.: Питер, 2004.

17. Налоговый менеджмент: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» /Под ред. проф., чл. – корр. РАН Поршнева А.Г. – М.: ИНФРА-М, 2003

18. Румянцев А.В. Налоговое регулирование в зарубежных странах //Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 6.

19. Эрзин Д.Г. Основные элементы налоговой учетной политики на 2005 год //Российский налоговый курьер. 2005. № 5.

20. Юткина Т.Ф. Налоговый менеджмент. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

20. Понятия налогов. Элементы налогов Чтение - вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит. Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу,

Из книги Биржевая игра [Сделай миллионы, играя числами] автора Джонс Райан

Раздел 14. Оптимизация Может показаться, что эта тема является неуместной в книге по управлению капиталом. Тем не менее косвенным образом она тесно связана с вопросами, рассматриваемыми в этом издании. Управление капиталом без метода или системы торговли попросту

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

35. Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Изменение срока уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в

Из книги Дейтрейдинг на рынке Forex. Стратегии извлечения прибыли автора Лин Кетти

Дальнейшая оптимизация Для дальнейшей оптимизации можно наряду с визуальным наблюдением использовать технические модели, позволяющие придать больший вес конкретному направлению прорыва. Например, если внутренние дни накапливаются и сжимаются к вершине недавнего

автора Смирнов Павел Юрьевич

7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения Налоговый кодекс РФ (НК РФ) вводит понятие «сборщик налогов и (или) сборов».В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных НК РФ, прием

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

54. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, недееспособными. Исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованных и ликвидированных организаций Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов

Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

1. Оптимизация налогообложения 1.1. Общие положения Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

автора Барулин С В

4. Оптимизация налогов организациями в рамках корпоративного налогового менеджмента 4.1. Способы оптимизации налогов Способы налоговой оптимизации разнообразны по своей природе. Среди наиболее популярных методов оптимизации налогов специалисты обычно выделяют: метод

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

6. Оптимизация налогов в практике современной России

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

7. Оптимизация налогов субъектами специальных налоговых режимов Сегодня в России действуют два режима налогообложения хозяйствующих субъектов:1. Общепринятая система (общий режим) налогообложения, при которой налогоплательщики обязаны уплачивать все налоги и сборы,

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

7.1. Оптимизация налогов при переходе на упрощенную систему налогообложения С 1 января 2003 г. введен в действие специальный налоговый режим, предусмотренный гл. 26.2 НК РФ – «Упрощенная система налогообложения» (УСН). За ее основу был взят Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об

Из книги Путь Черепах. Из дилетантов в легендарные трейдеры автора Куртис Фейс

Оптимизация Различия между результатами тестирования и реальной работы могут быть вызваны еще одной причиной, которую я называю парадоксом оптимизации. Парадокс часто вызывает путаницу, особенно среди трейдеров, которые слабо знакомы с принципами компьютерного

автора Геддс Брэд

Оптимизация по странам Итак, вы сгруппировали целевые страны в единую кампанию. Что дальше? Что вы станете делать, если статистика вашей кампании будет подобна той, что приведена в табл. 11.1?Табл. 11.1. Статистика для нескольких стран В данном случае США дают высокий трафик,

Из книги Google AdWords. Исчерпывающее руководство автора Геддс Брэд

Оптимизация CPM-кампаний При использовании модели CPM вы платите за показ, а не за клик. Эта возможность доступна только для кампаний, предназначенных для КМС.Выполните описанные ранее действия для создания кампании с местами размещения или медийной кампании. Для начала

Из книги Салон цветов: с чего начать, как преуспеть автора Крутов Дмитрий Валерьевич

Разумная оптимизация Также сайты теряют покупателей из-за неудачных текстов и непрофессиональной верстки. Естественно, чтобы сайт продвигался в поисковых системах, необходимы тексты, отредактированные для целей продвижения определенным образом. Но лучше всего всегда

Оптимизация налогообложения сегодня проводится во многих экономических направлениях, в том числе в аграрной отрасли. Предусмотренные изменения направлены на исключение существующих недостатков и создание максимально эффективной системы, учитывающей особенности сельскохозяйственного производства.

Сегодня аграрии вправе использовать общий и специальный режимы налогообложения, а также осуществлять их совмещение. Преимуществами особых схем являются не только упрощение отчетности и снижение налогового бремени, но и освобождение производителей от необходимости исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Однако в этом направлении у многих аграриев возникали определенные трудности.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Известно, что в целях упрощения налоговых процедур и уменьшения соответствующей нагрузки на игроков сельхозрынка наряду с другими специальными налоговыми послаблениями в 2002 году был введен единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН. Его появление привело к отсутствию необходимости исчисления и уплаты в бюджетную систему НДС, что, в свою очередь, лишило производителей права на его возмещение при закупках, требуемых для осуществления деятельности, а также создало трудности при экспортной реализации сельскохозяйственной продукции. В данной ситуации контролирующие органы предприняли некоторые попытки придать деятельности игроков рынка наибольшую прозрачность путем оптимизации налогообложения и устранения из цепочки продаж неблагонадежных фирм.

На данном этапе в налоговой сфере аграрной отрасли наблюдается переходный этап, однако с будущего года ситуация должна поменяться. Так, согласно федеральному закону от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты» предусмотрено признание плательщиков единого сельскохозяйственного налога плательщиками НДС с 1 января 2019 года. Данное изменение предусматривает соответствующие исключения из статьи 346.1 Налогового кодекса РФ. В письме Министерства финансов РФ от 24 января 2018 года № 03-07-14/3564 разъясняется, что поправки позволят организациям и индивидуальным предпринимателям, выплачивающим ЕСХН, одновременно признаваться плательщиками НДС без перехода на общий режим налогообложения.

НЕСКОЛЬКО УСЛОВИЙ

Ожидается, что предлагаемая схема будет способствовать повышению спроса на сельскохозяйственные сырье и продукцию, увеличению объемов продаж, а также даст возможность аграриям проводить техническую и технологическую модернизацию предприятий. При этом налогоплательщики получат право на вычет НДС, предъявленного при закупке материально-технических ценностей для выпуска сельскохозяйственных товаров.

При этом компании, работающие по системе ЕСХН, приобретут право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если они перешли на ЕСХН и реализовали данное право в одном и том же календарном году, либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода организации от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС не превысила установленного законом размера. Согласно статье 145 НК РФ, данный показатель составляет не более 100 млн рублей за 2018 год, 90 млн рублей - за 2019 год, 80 млн рублей - за 2020 год, 70 млн рублей - за 2021 год, 60 млн рублей - за 2022 и последующие годы. При этом, согласно изменениям в пункте 1 статьи 145 НК РФ, предприятия, уплачивающие ЕСХН, в отличие от плательщиков других налогов, не смогут отказаться от реализации права на освобождение от уплаты НДС вплоть до превышения лимитов выручки. Однако такие компании получат возможность не платить данный налог при ввозе товара в нашу страну и на иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

СЛЕДОВАТЬ ЗАКОНУ

Как показывает судебная практика, субъектами экономической деятельности зачастую не принимаются во внимание важные положения налогового законодательства, особенно касающиеся определения статуса производителя сельскохозяйственной продукции. Так, согласно определению Верховного суда РФ от 16 января 2017 года по делу № А65-1372/2016, обществу с ограниченной ответственностью было отказано в отмене обжалуемого судебного решения по эпизоду налогообложения полученной из федерального бюджета компенсации части затрат на строительство цеха по переработке мяса. Налоговым органом было установлено занижение предприятием налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в связи с включением рассматриваемой субсидии в состав доходов от сельскохозяйственной деятельности с использованием ставки в ноль процентов. Суд мотивировал свое решение тем, что данная ставка применятся для аграриев, отвечающих критериям пункта 2 статьи 346.2 НК РФ. При этом заявитель перешел на систему ЕСХН только в части деятельности, связанной с реализацией произведенных им сельскохозяйственных товаров. Подобные выводы были изложены в определении от 29 декабря 2015 года по делу № А03-23536/2014.

Помимо этого, нередко допускаются ошибки при исчислении выплат при переходе с единого сельскохозяйственного налога на общую систему налогообложения. В определении Верховного суда РФ от 4 декабря 2014 года по делу № А71-10073/2013 был отражен прецедент, когда общество с ограниченной ответственностью неправомерно не включило в состав внереализационных доходов прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном периоде, на дату получения. Нарушение привело к доначислению налога и пеней в соответствии с положениями налогового законодательства. Как следует из определения суда, фирма в 2010 году начислила должнику проценты по договорам займов в сумме 32 986 274 рублей, которые не были своевременно оплачены. По результатам налоговой проверки удалось установить, что с 1 января 2011 года предприятие перешло с ЕСХН на общую систему налогообложения, следовательно, проценты по займам, полученные компанией в указанный налоговый период, подлежали включению в сумму внереализационных доходов в соответствии с положениями закона.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В целях выбора оптимальной налоговой системы и исключения возникновения спорных ситуаций, требующих решения в судебном порядке, сельхозпроизводителям следует помнить основные положения единого сельскохозяйственного налога. Его плательщиками могут выступать субъекты, занимающиеся растение- и животноводческой деятельностью, выращиванием рыб и других водных биологических ресурсов, а также лесным хозяйством. Для признания статуса производителя сельскохозяйственной продукции доходы от такого бизнеса должны составлять не менее 70 процентов от оборота. При этом ЕСХН заменяет общий налог, сборы за имущество, прибыль и состоит в уплате совокупного дохода за вычетом расходов, умноженного на ставку в шесть процентов. Налоговую базу возможно уменьшить на сумму убытков прошлых лет. Уплата данного налога происходит авансовым платежом раз в полгода, а при наличии сотрудников начисляется НДФЛ. Датой получения доходов признается день поступления средств на счет в банке или в кассу предприятия. Прибыль, полученная в натуральной форме, принимается в расчет, исходя из цены договора с учетом рыночных цен.

Главные достоинства ЕСХН заключаются в оптимизации налогового бремени, при этом основные средства списываются единовременно с момента их внесения, поэтому необходимость учитывать и выдавать счета-фактуры отсутствует. Недостатки же подобной системы состоят в том, что предприятия, применяющие ЕСХН, не освобождаются от ведения бухгалтерского учета, а доходы учитываются в кассовом режиме, поэтому аграриям невыгодно использовать отсрочку платежа. Помимо этого, перечень расходов в данном случае оказывается более ограниченным, чем при общем режиме налогообложения. Более того, при реализации права на освобождение от НДС отсутствует возможность предъявить к вычету НДС из бюджета, а за плательщиками ЕСХН сохраняется общий уведомительный порядок избавления от уплаты налога на добавленную стоимость, регламентированный в статье 145 НК РФ.

Таким образом, переход на ЕСХН оправдан в том случае, когда определяющим критерием производства является максимальная доступность оборотных средств. При реализации прав на уплату данного налога и освобождение от НДС также следует принимать во внимание множество факторов. Среди них - необходимость учитывать амортизацию основных средств и расходы на их приобретение с выделенным НДС, его исчисление и возмещение, в том числе при условиях взаимодействия с контрагентами-плательщиками этого налога. Помимо этого, существует потребность в заключении агентских договоров при осуществлении экспортных поставок и реализации права на освобождение от НДС, при этом объем совокупного дохода определяется непосредственно от сельскохозяйственной деятельности. В любом случае каждый сельхозпроизводитель самостоятельно выбирает оптимальную для него систему, исходя из особенностей работы своего предприятия.

Т. А. Чанышев, адвокат, управляющий партнер; К. Р. Султанова, юрист, партнер, Advocate Premium Law Firm

www.agbz.ru

Понравилась статья? Поделитесь ей