Контакты

Максимальная ставка единого социального налога составляет. Что это такое есн в бухгалтерии - проводка, начисление на зарплату. Осуществление контроля за уплатой взносов

Предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, взимаемый в соответствии с главой 24 НК (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2001 г. № 198 ФЗ). Налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам (работодатели):

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию (ст. 235 НК). Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Объектом налогообложения для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско- правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества или имущественных прав (п. 1 ст. 236 НК). Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (п. 2 ст. 236 НК). Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

а) у налогоплательщиков организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

б) у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 236 НК). Налоговая база организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению ЕСН, и сумм налоговых льгот по ЕСН), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей). Налоговая база физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц (п. 1 ст. 237 НК).

Налогоплательщики работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (п. 2 ст. 237 НК). Налоговая база индивидуальных предпринимателей, адвокатов определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль организаций. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1 (п. 2 ст. 237 НК). При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (п. 4 ст. 237 НК).

Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии с нормами НК по определению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (ст. 210 и п. 3 части первой ст. 221 НК). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 240 НК). Для налогоплательщиков работодателей за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками работодателями накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно , деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое . Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по статистике. При определении указанных условий принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет (п. 2 ст. 241 НК). Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как:

День начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками работодателями;

День выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, - для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями;

День фактического получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов (ст. 242 НК). В НК установлены:

а) порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками работодателями (ст. 243 НК);

б) порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями (ст. 244 НК);

в) особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков (ст. 245 НК);

г) перечень федеральных ведомств, учреждений и организаций РФ, освобождаемых от уплаты налога (п. 2-4 ст. 245 НК). Индивидуальные предприниматели, адвокаты не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ" в других словарях:

    Единый социальный налог - Налог федеральный. Регулируется главой 24 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 238 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговая база исчисляется исходя из суммы выплачиваемых работникам доходов. Словарь бизнес… … Словарь бизнес-терминов

    единый социальный налог - Налог, объединяющий отчисления в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования. Введен 1 января 2001 г. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО 17330282.27.010.001 2008] Тематики экономика EN social tax … Справочник технического переводчика

    Единый социальный налог - (англ single social tax) в РФ налог (взнос), зачисляемый в гос ные внебюджетные фонды Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды … Энциклопедия права

    Единый социальный налог - Страховые взносы на обязательное страхование 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2009 2010 ИП ООО … Бухгалтерская энциклопедия

    Единый социальный налог - Эта статья о налоге, отменённом с 1 января 2010 года. О системе социального страхования см. статью Обязательное социальное страхование в России. Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на… … Википедия

    ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ - (ВЗНОС) объединяет с 1 янв. 2001 отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения (см. Налоги социальные). Установлен (гл. 24 НК РФ) единый подход к определению плательщиков, налоговой базы и сроков уплаты. С введением Е.с.н … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Единый социальный налог - (англ single social tax) в РФ налог (взнос), зачисляемый в гос ные внебюджетные фонды Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ и предназначенный для мобилизации средств для реализации… … Большой юридический словарь

    Единый социальный налог - 1. Налог федеральный. Регулируется главой 24 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 238 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговая база исчисляется исходя из суммы выплачиваемых работникам доходов. 2.… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Единый социальный налог - целевой федеральный налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, зачисляемый в федеральный бюджет и два государственных внебюджетных фонда (Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ) и… … Большой юридический словарь

От ПФР и ФСС администрирование социальных платежей перейдет к налоговым органам. Такое происходит не впервые: до 2010 года налоговики уже занимались сбором единого социального налога, нечто аналогичное произойдет и на этот раз. Какими будут теперь отчисления на социальные нужды, ставка их вырастет или нет, рассмотрим далее.

Страховые взносы или новый налог?

Скоро прекратит свое действие закон № 212-ФЗ от 24.07.2009. Он был принят специально для регулирования сборов страховых взносов внебюджетными фондами, но собираемость взносов оказалась более низкой, чем предполагалось. В связи чем и произошли следующие события.

Еще в феврале 2016 года в письме налоговой службы РФ от 02.02.2016 № БС-4-11/1539 прозвучало, что ФНС хочет ввести единый социальный взнос . Немногим ранее был издан указ Президента РФ № 13 от 15.01.2016 г., посвященный укреплению платежной дисциплины по страховым взносам, что и ускорило возврат контроля за взносами налоговикам. В результате в НК РФ появилась новая глава, означающая возврат полномочий ФНС в части администрирования страховых платежей, ранее контролируемых фондами, причем их идея ввести единый социальный страховой взнос (ЕССС) все же не прошла.

Итак, контроль за страховыми взносами с 1 января переходит в руки налоговых органов: это пенсионные отчисления, взносы на медстрахование, платежи по соцстрахованию. Взносы на «травматизм» остаются в ведении ФСС. Положения НК РФ о направлении налоговыми органами требований об уплате сборов, налогов, пеней и об их взыскании будут теперь распространяться и на плательщиков страховых взносов (письмо Минфина РФ от 21.10.2016 № 03-02-08/61943).

Социальные налоги в 2017 году - ставки

Несмотря на то, что в 2017 году страховые взносы будут регулироваться новой главой НК, особых новшеств в ней практически нет - почти все статьи главы 34 повторяют положения закона № 212-ФЗ. Остаются неизменными с 2016 года тарифы страховых взносов , поскольку идея единого страхового взноса-2017 не реализована. Работодателям следует ориентироваться на статью 426 НК РФ, в которой установлены следующие ставки на 2017-2018 годы :

  • 22% - на пенсионное страхование; ставка применяется до превышения предельной базы выплат работнику;
  • 10% - на пенсионное страхование; ставка применяется, если превышена предельная база с начала года;
  • 2,9% - соцстрахование на случай нетрудоспособности и материнства; ставка применяется до превышения предельной базы;
  • если выплаты сотруднику превысили предел допустимой базы - взносы на соцстрахование до конца года больше не начисляются;
  • 5,1% - обязательное медстрахование, предельной базы для него не установлено.

Что касается размера предельных лимитов базы для начисления «пенсионных» взносов и взносов на соцстрах, то с 1 января 2017 года он повышается, согласно постановления Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255:

  • на соцстрахование предельная база проиндексирована, с учетом роста средней зарплаты в стране, в 1,051 раза и будет составлять 755 000 руб. по каждому физлицу;
  • для пенсионных взносов, с учетом 12-кратного размера среднего заработка, и повышающего коэффициента 1,9 (п.5 ст. 421 НК РФ), предельная база составит 8760 00 руб. по каждому физлицу.

Для ИП и самозанятых лиц, которые платят страховые взносы в фиксированных суммах , тоже все остается по-прежнему. Фиксированные суммы все также будут уплачиваться раздельно, а не как единый страховой взнос. Размер взносов «за себя» зависит от того, каким будет МРОТ на 1 января. На сегодня известно, что «минималка» в 2017 году изменится только с 1 июля и повысится до 7800 рублей, а на 1 января 2017 года она остается на уровне 2016 года - 7500 рублей, надо полагать, что из этой суммы ИП и будут рассчитывать фиксированные страховые взносы «за себя».

Ставки по этим взносам тоже не меняются:

  • 26% - на пенсионное страхование при доходе не более 300 000 руб.;
  • 1% - дополнительный «пенсионный взнос» с дохода, превышающего 300 000 руб.;
  • 5,1% - на обязательное медстрахование.

Итоговые суммы фиксированных взносов, при МРОТ на 1 января 2017 года, равном 7500 руб., по отношению к 2016 году, разумеется, вырастут:

  • «пенсионный» взнос – 23 400 руб. (взамен 19 356,48 руб. в 2016 году); при этом максимальная сумма к уплате с учетом фиксированного и допвзноса составит 187 200 руб. (в 2016 году 154 851,84 руб.);
  • взнос на обязательное медстрахование – 4590 руб. (вместо 3796,85 руб. в 2016 году).

В итоге общая сумма фиксированных взносов по сравнению с 2016 годом вырастет на 4836,67 руб. и составит 27 990 руб. (в 2016 году «за себя» нужно перечислить 23 153,33 руб.).

В главе 34 НК РФ сохраняются в том же виде и положения о пониженных тарифах страховых взносов (ст. 427 НК РФ). Новшество здесь ожидает лишь «упрощенцев»: при ведении льготируемой деятельности, доля которой в общем доходе составляет от 70%, пониженный тариф для расчета страховых взносов можно будет применять, пока годовой доход не достигнет 79 млн руб. Для превысивших этот лимит, взносы будут пересчитаны с начала года по обычным ставкам.

Плательщики «пониженных» взносов не изменятся: это указанные выше «упрощенцы», организации на УСН из сферы соцобслуживания, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта, научных исследований, а также благотворительные организации, аптеки и ИП-фармацевты на ЕНВД и ИП, работающие на некоторых видах патента . Для них действует тариф 20%.

По общей ставке 14% страховые взносы платят организации, участвующие в проекте «Сколково», работающие в сфере IT-технологий, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности, а также проводящие туристскую деятельность в особых экономических зонах.

7,6% - тариф для резидентов порта «Владивосток» , территорий опережающего соцэкономразвития и участников СЭЗ в Крыму и Севастополе.

Дополнительные тарифы все также будут применяться в отношении работников, которые трудятся во вредных условиях (ст. 428 НК РФ). Их размер (от 2% до 9%) зависит от вида выполняемых работ, а также от подкласса трудовых условий, установленного специальной аттестацией.

Таким образом, в 2017 году нас ждет не единый социальный страховой взнос, а страховые взносы в прежней разбивке, хотя и с новым единым администратором – ФНС России. Остается прежний порядок расчета и прежние тарифы. А основные новшества, которые коснутся плательщиков, это:

  • увеличение предельной базы для расчета страховых взносов за работников;
  • повышение МРОТ , которое повлияет на размер фиксированных взносов;
  • изменение платежных реквизитов для уплаты, в том числе КБК , в связи с изменением администратора;
  • новая отчетная форма по страховым взносам , которую предстоит ежеквартально сдавать в ИФНС, начиная с отчета за 1 квартал 2017 года. Срок для ее представления – 30 число следующего за кварталом месяца (п.7 ст. 431 НК РФ).

Напомним, что в 2017 году страховые взносы на «травматизм» следует перечислять, как и раньше, в ФСС, и туда же сдавать отчет 4-ФСС по новой форме . В ПФР ежемесячно будет сдаваться прежний отчет по форме СЗВ-М и новый годовой отчет о стаже работников.

С 2018 года вступают в действие очередные изменения, которые отразятся на уплате ЕСН. Власти планируют осуществить налоговый маневр, снижая ставки страховых взносов. При этом другие налоги будут пропорционально увеличены, что позволит сохранить уровень налоговой нагрузки на бизнес. Эксперты отмечают несбалансированность действующей системы страховых отчислений, что создает серьезные риски для отечественной экономики.

Отечественная экономика нуждается в новых факторах роста, подчеркивают чиновники. Несмотря на окончание экономического кризиса, темпы роста ВВП остаются низкими, что может привести к затяжному периоду стагнации. Структурные реформы позволят ускорить рост российской экономики, считают представители Минэкономразвития. Одно из наиболее ожидаемых нововведений в 2018 году – налоговая реформа, которая затронет основные параметры фискальной системы.

В 2018 году изменения могут коснуться ЕСН, что позволит улучшить конкурентные позиции отечественной экономики. После выборов власти смогут запустить налоговый маневр, который приведет к суммарному снижению страховых взносов. При этом компенсатором выступит умеренное повышение НДС.

ЕСН включает три основные составляющие:

  • пенсионные взносы (22%);
  • ФОМС (5,1%);
  • социальное страхование (2,9%).

Если размер заработной платы превышает установленный норматив (более 870 тыс. руб.), то ставка отчислений в ПФР снижается до 10%. Кроме того, если зарплата превышает 755 тыс. руб., то на суму превышения не начисляются взносы в ФСС.

В результате суммарная нагрузка на работодателя достигает 30%. В Минфине рассматривают несколько сценариев реформы, которая отразится на изменении ставок ЕСН с 2018 года.

Варианты реформы: проблемы ФОМС

В следующем году общая нагрузка на работодателей может снизиться, подчеркивают в Минфине. Власти рассматривают варианты снижения страховых взносов, что станет дополнительным стимулом для роста отечественной экономики. Однако чиновники должны считаться с существующими экономическими реалиями.

Представители Минфина допускают несколько вариантов изменения таблицы коэффициентов ЕСН. В первую очередь чиновники вынуждены реагировать на нехватку средств в ФОМС, что является препятствием для реализации майских указов президента РФ. В результате власти планируют увеличить отчисления в ФОМС с 2019 года на 0,8%.

В правительстве подчеркивают необходимость увеличить отчисления на медицинское страхование. В противном случае власти не смогут обеспечить повышение заработных плат врачей, что зафиксировано в майских указах. Кроме того, чиновники учитывают возможные риски для представителей бизнеса. Если первоначальная версия реформы предполагала повышение отчислений на 4%, то после обсуждений данный показатель был уменьшен до 0,8%.

Повышение взносов в ФОМС до 5,9% приведет к увеличению поступлений на 190 млрд руб., подчеркивают чиновники. В результате повышение зарплат врачей будет профинансировано в полной мере, а дефицит фонда будет сведен к минимуму. Кроме того, в Минфине рассматривают варианты корректировок пенсионных взносов, которые могут стартовать в следующем году.

Перспективы налогового бремени

В Минфине планировали отменить предельный порог при уплате страховых взносов в ПФР, что позволило бы снизить дефицит бюджета фонда. Представители ведомства подчеркивали, что взносы по ставке 22% должны уплачиваться со всей суммы зарплаты, что соответствует принципу социальной справедливости. Однако данная мера не нашла поддержки среди правительства. Действующий мораторий на увеличение налогового бремени вынуждает чиновников искать другие варианты увеличения бюджетных поступлений.

В рамках другой инициативы Минфина единый социальный налог с 2018 года может быть существенно сокращен, при этом снижение поступлений по ЕСН будет компенсировано за счет повышения ставок по НДС. Снижение страховых взносов приведет к сокращению теневого сектора экономики, подчеркивает глава ведомства Антон Силуанов. Согласно расчетам Минфина, суммарная нагрузка на работодателя может быть снижена до 22%.

Слишком большая налоговая нагрузка на работодателя негативно отражается на инвестиционной привлекательности российской экономики, уверены чиновники. Представители Минфина подчеркивают – действующая система страховых взносов препятствует восстановлению экономического роста. Кроме того, создаются дополнительные стимулы для выплат зарплат в конвертах, что приводит к снижению бюджетных поступлений.

Компенсатором налогового маневра станет повышение ставки НДС до 22%. В результате часть налогового бремени будет переложена с работодателей на конечных потребителей. Данная реформа соответствует рекомендациям МВФ и будет способствовать улучшению позиций отечественных экспортеров. Фактически будет достигнут эффект налоговой девальвации — российские товары получат дополнительные преимущества на международных рынках.

Эксперты отмечают плюсы и минусы ожидаемой реформы ЕСН в 2018 году, подчеркивая уязвимость отечественных компаний после окончания кризиса.

Цель маневров

Эксперты негативно оценивают намерения Минфина увеличить страховые взносы. Повышение отчислений в ФОМС на 0,8% и применение единой ставки для всей зарплаты отразятся на ухудшении финансового положения представителей бизнеса. При этом многие компании еще не оправились после экономического кризиса. В результате сроки восстановления экономики растянутся на более длительный период.

Власти не должны перекладывать все расходы на плечи бизнеса, считают эксперты. Подобный подход чреват системным кризисом российской экономики, выйти из которого удастся только после существенного роста цен на нефть.

Маневр, связанный со снижением взносов за счет увеличения ставки НДС, имеет ряд преимуществ. Сокращение прямых налогов на труд станет дополнительным стимулом для работодателей. Кроме того, в выигрышном положении окажутся компании, ориентированные на экспорт. В результате произойдет снижение себестоимости российских товаров на международных рынках, что расширит возможности экспортеров.

Еще одно преимущество маневра – создание условий для легализации зарплат. Снижение ставки будет стимулировать работодателей официально выплачивать заработную плату, что будет компенсировать абсолютное снижение процента страховых взносов.

Помимо стимулирования экономического роста, реформа системы страховых взносов должна решить проблему сбалансированности бюджетов, считают эксперты. В противном случае нарастающий дефицит ПФР и ФОМС может привести к коллапсу системы социального обеспечения. При этом правительство может не только увеличивать поступления, но и оптимизировать затраты.

Реформа пенсионной системы должна включать изменение ключевых параметров начисления выплат, в том числе корректировку пенсионного возраста. Только комплексный подход, направленный на снижение расходов ПФР, позволит сбалансировать бюджет фонда в среднесрочной перспективе.

Главное изменение в сфере страховых взносов 2017 - это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе. Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (пп. 2 п. 1 , п. 2.1 ст. 32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Закон № 212-ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. 34 НК РФ . В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом - календарный год (ст. 423 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов - организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст. 419 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 420 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Тарифы страховых взносов на 2017 год

Как видно, основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.

Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи.

Пониженные тарифы взносов - 2017

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.

Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года.

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности* Тариф для расчета взносов
в ПФР в ФСС на ВНиМ в ФФОМС
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 13, 14, 15, 16 и др. 20 0 0
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1 , ) 46.18.1, 46.46.1, 47.73 20 0 0
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. 20 0 0
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 37, 86, 87, 88, 93 и др. 20 0 0
Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 64.9, 88.10 20 0 0
Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 62, 63 8 2 4
Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 72 8 2 4
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1 , пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др. 8 2 4
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1 , пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 50 0 0 0
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1 , пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ) 14 0 0
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1 , пп. 5 п. 2 , п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ) 6 1,5 0,1
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1 ,). К примеру, запрещена деятельность по добыче нефти и природного газа, код ОКВЭД 06.1 6 1,5 0,1

* Коды приведены в соответствии с ОКВЭД2 ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" , утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст)

Страховые взносы, уплачиваемые ИП «за себя», в 2017 году

Порядок расчета «предпринимательских» взносов не изменился. Взносы в фиксированном размере в ПФР и ФФОМС определяются исходя из МРОТ, установленного на начало 2017 года. А если доходы ИП за год превысят 300 тыс. руб., то кроме фиксированных взносов, предприниматель должен будет уплатить в ПФР дополнительную сумму в размере 1% от суммы превышения над указанным лимитом (п. 1 ст. 430 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Интерес к этому налогу, "не работающему" в Российской налоговой системе с 2010 года (отмененному Законом 212-Ф3 от 24 июля 2009 г) недавно был подогрет сообщением агентства "Интерфакс" со ссылкой на источник в правительстве о его возможном ремейке в 2015 году. Мы попытались представить вашему вниманию сущность единого социального налога, его методику расчета, существующие схемы оптимизации и уклонения.

Плательщики единого социального налога РФ

По своей экономической природе данный налог экономически предпочтительней, чем раздельные социальные платежи, его составляющие. Напомним его основные экономические характеристики, исходя из положений неработающей с 2010 г части II главы 24 Налогового кодекса РФ. Ведь, по всей видимости, она, с некоторыми внесенными в этом году изменениями, вскоре вновь обретет актуальность.

Единый социальный налог (ЕСН) в части своевременности и полноты уплаты контролируется налоговыми органами. В него не входят платежи социального страхования при несчастных случаях.

Плательщиками его выступают:

  • предприниматели, организации и предприятия, производящие оплату труда физическим лицам, работающим по договорам трудового и гражданско-правового характера;
  • граждане, самостоятельно осуществляющие трудовую деятельность (кроме "упрощенцев").

Не платят данный налог индивидуальные предприниматели, предприятия, организации, работающие в рамках специальных налоговых режимов. Освобождены от него традиционные отрасли хозяйствования малочисленных народов Севера, индивидуальные фермерские и крестьянские хозяйства.

Состав налога, периодичность уплаты и отчетности

Составляющие единого социального налога - три взноса социального страхования граждан:

  • в Пенсионный фонд РФ;
  • в Фонд социального страхования РФ;
  • в федеральный и территориальные фонды обязательного медстрахования.

Периодичность уплаты - месяц. Налоговым периодом считается год. Отчетные периоды - кварталы.

Фактическая выплата производится до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Отчет, где фигурирует сумма начисленного единого социального налога страховых взносов, плательщик предоставляет в налоговый орган до 20 числа, следующего за отчетным месяцем.

Средства перечисляются плательщиками ЕСН на лицевые счета ПФ, ФСС и ФОМСов, отрытые в федеральном казначействе.

Поквартально, в следующий за истекшим кварталом месяц, работодатели-плательщики ЕСН представляют отчет в ФСС по установленной форме, где учитывается:

  • сумма единого социального налога;
  • общая сумма начисления в ФСС;
  • использованные средства по больничным, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет; на возмещение стоимости услуг на погребение, прочее.

Базовая ставка колеблется в пределах от 26% до 36%.

Таким образом, объектом налогообложения для ЕСН выступает оплата по трудовым договорам, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера.

Существует перечень выплат персоналу, выведенных за пределы налоговой базы для начисления ЕСН:

  • необлагаемые налогом на доходы физлиц пособия и компенсации;
  • выплачиваемая при увольнении компенсация неиспользованного отпуска;
  • взносы за сотрудников по медицинскому страхованию, выплачиваемые работодателем (актуально для договоров страхования сроком до года);
  • выплаты личного страхования при увечье или смерти.

Практика показала позитивный потенциал налога в экономическом регулировании и в наполнении бюджета.

Подробней о ремейке ЕСН

Какие изменения в уплате налога прогнозно ожидают юрлиц и ИП, которые будут платить единый социальный налог в 2015 году? Перечислим их:

  • внутри общей ставки консолидированного налога (30%) ожидается сохранение действующих уровней платежей в ПФ, ФСС, ФОМСы;
  • тарифы по травматизму останутся в прежней шкале;
  • предельная сумма платежей в ПФ будет составлять 711 тыс. руб., в ФСС - 670 тыс. руб. (лимит на платежи в ФОМСы установлен не будет);
  • плательщиками-работодателями (единый социальный налог) взнос рассчитывается в копейках, т. е. без округления;
  • ожидается изменение правил по зачету взносов, по разным видам страхования, находящихся в компетенции одного органа;
  • увеличится до 5965 руб. (согласно МРОТ) фиксированный платеж.

Прогнозно даже в 2015 году ожидается изменение ставки ЕСН. Главным фактором такой динамики может послужить ежегодная индексация пенсий. Также изменение ставки ЕСН наверняка будет инициировано уже начавшейся реформой системы здравоохранения.

Экономическая природа налога

Возвращение к ЕСН означает не выбор России между американской и европейскими финансовыми системами. Скорее, это - шаг к реформированию системы социального страхования российского общества.

Дело даже не в банальной логистике: объединении трех социальных платежей в один. Ведь ожидаемый размер единого социального налога не изменит отчисления в социальные фонды.

Правительство РФ не однажды обсуждало проблему баланса пенсионного обеспечения. Актуальность ЕСН возрастает в случае отказа существующей пенсионной системы от использования механизма частичного обязательного накопления пенсии.

Экономический потенциал налога полагает использование его ставки в интересах одновременного балансирования пенсионной системы и стимулирования развития предприятий.

О расчете ЕСН

Публикации аудиторов свидетельствуют, что функцию экономического регулирования выполняет единый социальный налог. Процент (ставка налога) регрессивен.

Для работодателей становится выгодной выплата зарплаты сотрудникам с годовым фондом более 280 тыс. руб. В этом случае ставка ЕСН уменьшается более чем в два раза! Регрессия ставки налога сохраняется, если работник уволился с работы и был принят назад в течении одного месяца.

Для удобства восприятия читателями компактно представим формулы, по которым производится расчет единого социального налога для основных категорий работодателей, предусмотренных II главой 24 Налогового кодекса РФ (где ЗС -зарплата сотрудников, ЕСН - искомая сумма единого социального налога).

Зарплата сотрудников (ЗС) - базовая ставка 26%
Не выше 280 тыс. руб. 26% ЕСН = ЗС * 26%
Выше 280 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 280000 * 26% + (ЗС - 280 000) * 10%
Сельхозпроизводители и предприятия северных народных промыслов - ставка 20%
Не выше 280 тыс. руб. 20% ЕСН = ЗС * 20%
Выше 280 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 280 000 * 20% + (ЗС -280 000) * 10%
Предприятия в свободных эконом. зонах - ставка 14%
Не выше 280 тыс. руб. 14% ЕСН = ЗС * 14%
Выше 280 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 280 000 * 14% + (ЗС - 280000) * 5,6%
Выше 600 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 57 120 + (ЗС - 600 000) * 2%
Индивидуальные предприниматели - ставка 10%
Не выше 280 тыс. руб. 10 ЕСН = ЗС * 10%
Выше 280 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 280 000 * 10% + (ЗС - 280 000) * 3,6%
Выше 600 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 280 000 * 10% + (ЗС -600 000) * 2%
Адвокаты и нотариусы - ставка 8%
Не выше 280 тыс. руб. ЕСН = ЗС * 8%
Выше 280 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 22 400 + (ЗС - 280 000) * 3,6%
Выше 600 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 33 920 + (ЗС -600 000) * 2%
Предприятия сегмента ИТ - ставка 26%
Не выше 75 тыс. руб. ЕСН = ЗС * 26%
Выше 75 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 19 500 + (ЗС - 75 000) * 10%
Выше 600 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 72 000 + (ЗС - 600 000) * 2%

Впрочем, механизм регрессии единого социального налога требует дальнейшего совершенствования, хотя он разрабатывался достаточно тщательно. Например, нижеследующая ситуация предусмотрена им.

Как известно, для динамичного развития бизнеса характерен перевод работника иэ из одного подразделения компании в другое. Позитивно, что при этом регрессивная ставка налога остается в силе, даже если перевод осуществлен в подразделение, имеющее обособленный балланс.

Для примера укажем узкое место в налогообложении. К сожалению, сохранение регрессивной ставки при реорганизации предприятия (слияние, выделение, разделение) по существующей судебной практике является спорным.

Причина в том, что реорганизованное юрлицо, согласно п. 2, ст. 51 ГК РФ, формирует свою налоговую базу (в том числе и единый социальный налог) начиная с момента своей госрегистрации.

В дальнейшем изложении мы рассмотрим единый социальный налог РФ как с точки зрения имеющейся позитивной и негативной практики налогообложения, так и рассмотрим пути ее совершенствования.

Квалификация схем оптимизации ЕСН со стороны ФСН

Почему все-таки в РФ этот налог в 2010 году отменили? Ведь понятно, что чисто технически работодателю удобней платить единый социальный налог, чем отдельно производить платежи страхового характера в фонды пенсионный, социального страхования, ФОМСЫ федерального и муниципального уровня.

Специалисты утверждают, что причин отмены есть две. Во-первых, несовершенство механизма налогообложения (по предварительной информации "Интерфакса" возвращенный единый социальный налог РФ будет взыматься новым единым специализированным фискальным органом, созданным в рамках ФНС). Очевидно, что этот шаг будет предпринят для предупреждения разного рода уклонений от уплаты ЕСН.

Проверка соблюдения работодателем-плательщиком порядка уплаты налога и отсутствия "конвертных схем", оптимизирующих налогообложение ЕСН, будет производиться налоговыми органами. При этом принципиальное внимание будет уделяться присутствию деловой цели в действиях плательщика, а также наличию искусственных, т. е. фиктивных сделок. Квалификация деятельности предприятия, согласно ст. 45 НК РФ, является отправной точкой для аудиторской налоговой проверки любого работодателя.

Противозаконные схемы оптимизации ЕСН

Возможна ли оптимизация ЕСН? В принципе, да. Однако чрезмерная агрессивная творческая активность чревата нулевой толерантностью налоговых органов. Речь идет о схемах уклонения от уплаты ЕСН, связанных с:

  • страхованием;
  • переводом сотрудников в категорию инвалидов;
  • использованием компании - нерезидента;
  • компенсацией за задержку зарплаты;
  • ученическим договором;
  • бонусная схема.

Кратко охарактеризуем вышеупомянутые схемы, вскрыть которые и наказать за них - обязанность ФНС.

  • Схема страхования. Организация страхует сотрудников по чрезвычайно редкому страховому случаю. Работники получают кредит в банке и вносят как страховые взносы. В тот же день кредит сразу же погашается страховой компанией, чтоб предупредить возникновение материальной выгоды. Работники же получают доход от страховой компании.
  • Схема с работниками-инвалидами. Сотрудники увольняются с предприятия и одновременно трудоустраиваются в контролируемый директором филиал ООИ (организации общественной инвалидов). ООИ и предприятие подписывают договор подряда. За этот договор предприятие выплачивает сумму, эквивалентную труду сотрудников, которые уволены (использован пп. 2 ст. 238 НК РФ).
  • Схема, связанная с компанией-нерезидентом. Последняя зарегистрирована в офшорной зоне. Персонал предприятия-резидента переводится в нее, при этом фактически работая на прежнем месте. Поскольку иностранная компания не является плательщиком данного налога, единый социальный налог в бюджет не платится.
  • Схема, связанная с неправомерным заключением ученического договора. На период действия договора, согласно ст. 198 ТК РФ, ЕСН не платится.
  • Схема, использующая бонусы. Учредитель предприятия - компания с пакетом акций более 50% - перечисляет средства предприятию на основную деятельность. Полученные средства выплачиваются предприятием своим сотрудникам как помощь безвозмездного характера. Данная схема, кроме ЕСН, также способствует уклонению от налога на прибыль и НДС.

Схемы оптимизации, оспариваемые ФСН

Вторая группа схем проходит по методике аудита ФНС как уклонение от уплаты ЕСН, однако федеральное законодательство не содержит их прямого запрета. Назовем три схемы такого рода:

  • аутосорсинговая;
  • дивидендная;
  • связанная с вредными трудовыми условиями.

Суть аутосорсинговой схемы заключается в увольнении сотрудников и устройстве их в компанию-агентство, работающую по упрощенной схеме. Между двумя компаниями заключается аутосорсинговый договор. Агентство командирует сотрудников в компанию и оплачивает их труд.

  • Схема дивидендная. Менеджеры основной фирмы учреждают акционерное общество. Прибыль выводится в это АО и распределяется.
  • Схема, связанная со вредными трудовыми условиями. В приложении к коллективному договору - соглашении об охране труда - перечисляются компенсации сотрудникам за вредные условия работы. Профсоюз оформляет экспертизу рабочих мест актом. После аттестации рабочих мест персоналу, работающему на них, выплачивается необлагаемая ЕСН компенсация (ст. 219 ТК, п.2, ст. 238 и п.3, ст. 217 НК).

Вышеупомянутые схемы требуют корректного механизма их использования. Они заведомо попадут под контроль налогового аудита. Впрочем, если их применение действительно уместно, то в акте проверки они не станут источником налоговых доначислений по ЕСН.

Схемы, соответствующие методике налогового аудита

Третью группу составляют модели правомерной оптимизации ЕСН, назовем три из них:

  • работа компании с индивидуальными предпринимателями как с сотрудниками;
  • выплата заработной платы в виде арендных платежей;
  • продажа сотрудникам товаров.

Первая модель предполагает регистрацию сотрудника частным предпринимателем- "упрощенцем". С ним заключается договор гражданско-правового характера. ИП платят вдвое меньший единый налог вместо ЕСН.

Вторая модель позиционируется с договором аренды предприятием имущества сотрудника (обычно автомобиля либо компьютера). Согласно п. 1, ст. 236 НК, уплата единого социального налога в этом случае не производится.

Третья модель характеризуется покупкой предприятия товара у сотрудника. Например, картины. Согласно п. 1, ст. 236, такие выплаты также не входят в базу налогообложения ЕСН.

Заключение

Для развивающейся и выходящей из состояния кризиса экономики стратегическим вопросом становится уменьшение налогового бремени.

Устойчивый прогресс и благосостояние нации возможны при существенном снижении фискальной нагрузки на малый и средний бизнес. В частности, снижение ставки ЕСН в налоговой системе РФ до 20% стало бы существенным фактором, способствующим детенизации и развитию малого и среднего бизнеса. Единый социальный взнос более чувствителен именно для некрупных предприятий и предпринимателей. Для них он создает большие издержки (до 40% от фонда оплаты труда), в то же время его нагрузка на крупный бизнес существенно ниже: 15-18%.

Кроме того, в рассматриваемом нами налоге с развитием внутреннего рынка России следует видеть бюджетообразующую перспективу.

В сбалансированных экономиках единый социальный налог составляет значительную долю общих налоговых поступлений. К примеру, его доля для Японии составляет 38%, для Германии - 37%, для Великобритании - 18%, для Франции - 41%.

Понравилась статья? Поделитесь ей