Контакты

Приостановки по счетам юридических лиц. Приостановление операций по счетам в банках и переводов электронных средств организаций и ип. Приостановление транзакций по счету и нарушения со стороны кредитных организаций

Налоговые правонарушения грозят компании не только штрафными санкциями, но и заморозкой расчетных счетов. Последнее обстоятельство может негативно сказаться на деятельности организации и на ее взаимоотношениях с контрагентами. Поэтому финансовому руководителю компании важно понимать причины и порядок блокировки счетов.

Основания приостановления операций

Приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога и регулируется статьями 76 и 101 Налогового кодекса РФ. Приостановление операций означает прекращение банком только расходных операций по счету, на весь приход счет продолжает работать. Соответствующее решение принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

В настоящее время ст. 76 НК РФ регламентирует приостановление операций по счетам в случаях неисполнения требования об уплате налога, пеней или штрафа, а также непредставления налоговой декларации. Однако на практике нередки ситуации, когда инспекторы замораживают счета компаний и по другим основаниям, в частности:

  • непредставление документов при проведении камеральной или выездной налоговых проверок;
  • непредставление деклараций по налогам, которые организация не должна уплачивать (например, транспортного, земельного налога при отсутствии объектов налогообложения);
  • отсутствие компании по юридическому адресу или нахождение по адресу массовой регистрации;
  • неверное заполнение платежного поручения, ошибки в налоговой декларации.

Иногда истинные причины приостановления операций становятся ясны только во время визита в налоговую инспекцию. Так, это могут быть подозрение на наличие номинального директора, утеря документов, низкие зарплаты работников, негласное указание блокировать счета сдающих отчетность по почте и т.д. Иными словами, никто не застрахован от ареста расчетного счета при появлении малейшего нарушения.

Организация должна иметь в виду, что приостановление расходных операций по счету не распространяется также на платежи первой очереди (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Так, при недостаточности средств на счете в первую очередь списываются денежные средства по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, во вторую очередь - суммы на оплату труда и выходных пособий. Но это касается только случаев, когда подобные платежи будут иметь место.

Вынесение и отмена решения о приостановлении

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке возможно только после вынесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ), а при непредставлении деклараций - в течение 10 дней по истечении установленного срока их представления (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Копия решения передается организации под расписку или иным способом, который позволяет подтвердить дату получения документа.

Налоговый кодекс предусматривает два способа передачи банку оригинала решения о приостановлении операций по счетам: на бумажном носителе или в электронном виде. Банк обязан зафиксировать время и дату получения решения в уведомлении о вручении или в расписке о получении. С этого момента вплоть до отмены решения банк должен приостановить операции по счету компании-нарушителя.

В случае, если блокировка счета происходит по причине недоимки, инспекция направляет в банк два документа: решение о приостановлении операций по счету и поручение на списание и перечисление необходимых сумм в бюджет (пункты 2 и 8 ст. 46 НК РФ).

Если денежных средств на счете достаточно, то, исполнив поручение налогового органа и перечислив взыскиваемые суммы в бюджет, банк сообщает об этом в инспекцию. После этого налоговый орган выносит решение об отмене приостановления операций по счетам компании. Сделать это он должен не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога (п. 8 ст. 76 НК РФ). Если же счет был заморожен из-за того, что не сдана налоговая декларация, то приостановление операций по счету отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления декларации налогоплательщиком.

На практике проблема состоит в том, что получить решение инспекции об отмене блокировки счета весьма непросто.

Так, решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке должно быть вручено представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направлено в электронном виде (п. 4 ст. 76 НК РФ). Но приостановка операций по счетам нередко используется не как обеспечительная мера, а как способ давления на налогоплательщика. Понятно, что у налоговых органов нет особого интереса в быстрой разблокировке счета. Поэтому инспектор может найти «веские» причины, чтобы оттянуть или совсем не отправлять решение об отмене по электронной почте.

Мнение эксперта
Ирина Кушнарева , налоговый аналитик «ИФД КапиталЪ»

Операции по расчетным счетам компаний налоговые органы нередко приостанавливают неправомерно. На практике самым распространенным поводом блокировки счета является «неполучение» инспекцией налоговой декларации, отправленной по почте или в электронном виде. Причем инспекция приводит различные аргументы: плохая работа почты, утеря деклараций, слишком большое количество почтовых отправлений и нехватка кадров для их разбора и поиска соответствующих деклараций.

Еще одним доводом налогового органа может стать факт, что распечатку со специализированной компьютерной программы сняли только в конце дня и «не заметили», что компания уже сдала электронные налоговые декларации.

В таких случаях налогоплательщику следует помнить, что заблокировать счет инспекция может только в случае опоздания с подачей декларации более чем на 10 рабочих дней (п. 3 ст. 76 НК РФ). Если такая ситуация все же возникла, то нужно как можно быстрее принести в налоговые органы копии отправленных по почте деклараций, а также все почтовые квитанции, описи и уведомления с отметками о дате отправки. На основании этих документов налоговые органы обязаны в течение одного рабочего дня отменить свое решение и разблокировать расчетный счет.

Заполнять налоговую декларацию заново нельзя: в этом случае налоговые органы даже не станут разбираться, и уж тем более искать первоначально сданную декларацию. Как следствие, с организации будет взыскан штраф за несвоевременно поданную декларацию (ст. 119 НК РФ).

Еще одной популярной причиной блокировки расчетного счета является непредставление компанией документов (помимо налоговой декларации) в ходе проведения камеральной проверки.

В этом случае закон на стороне компании: налоговые органы имеют право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Перечень ситуаций, дающих инспекциям такое право, ограничен ст. 76 НК РФ.

Непредставление документов (за исключением налоговой декларации) в ней не значится. Поэтому компания имеет полное право обратиться в налоговый орган с просьбой разблокировать расчетный счет или же направить на имя руководителя инспекции заявление о превышении тем или иным инспектором служебных полномочий и с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.

Что касается вручения решения об отмене представителю банка, то вряд ли кредитная организация озаботится получением такого документа, какой бы степени важности ни был обслуживаемый клиент. Поэтому трудно ожидать, что банк направит своего представителя в инспекцию за решением, хотя бывают и исключения.

Вместе с тем у компаний есть надежда на более быстрое получение документа об отмене приостановки операций на счетах. Так, в конце прошлого года вышел приказ ФНС России от 01.12.06 № САЭ-3-19/824@, согласно которому налоговые органы могут направлять в банки свои решения не только в электронном виде, но и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Финансовое ведомство не возражает против такого способа доставки решений, о чем свидетельствует письмо Минфина России от 31.05.07 № 03-02-07/1-265. Однако очевидно, что о высокой оперативности доставки почтовой корреспонденции также говорить не приходится.

Копия решения об отмене приостановки операции должна быть вручена инспекцией самой организации (ее представителю) в том же порядке, что и решение о приостановлении операций - под расписку или иным способом, позволяющим подтвердить получение. При этом оригинал решения об отмене организации не предоставляется - у инспекции нет ни права, ни обязанности выдавать его в такой ситуации. Даже если представители налогоплательщика самостоятельно привезут в банк копию решения об отмене, то это не спасет компанию и не ускорит процесс: банк не имеет права разблокировать счет иначе как на основании оригинала решения (письма Минфина России от 31.05.07 № 03-02-07/1-266).

Получается, что даже после списания в бюджет всей суммы недоимки компания не сможет в полной мере пользоваться счетом ровно до тех пор, пока банк не получит решение инспекции об отмене решения. В таких случаях рекомендуется попытаться получить от банка доверенность на имя работника компании на получение в налоговой инспекции оригинала решения об отмене блокировки расчетного счета.

Какую сумму можно заморозить

Когда не сдана налоговая декларация, блокируются все расходные операции компании (письмо Минфина России от 17.04.07 № 03-02-07/1-182).

В отношении недоимки правила несколько иные: расходные операции прекращаются в пределах суммы недоимки, указанной в решении о приостановлении операций по счетам (п. 2 ст. 76 НК РФ). И вновь практика вносит свои коррективы. Так, организация вполне может иметь не один расчетный счет, а несколько. В свою очередь, налоговая инспекция, принимая решение о приостановке операций, не знает о том, какие остатки имеет фирма на расчетных счетах. Поэтому инспекция направляет решение о приостановке операций во все банки, в которых у организации открыты счета. Только получив решение, не позднее следующего дня банк должен сообщить инспекции об остатках денежных средств на приостановленных счетах компании.

Данная ситуация опасна возможностью одновременного списания недоимки со всех имеющихся у фирмы счетов. Чтобы этого не произошло, организации рекомендуется подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по счетам в банке, указав, на каких счетах имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога (п. 9 ст. 76 НК РФ).

К заявлению следует приложить выписки банков, подтверждающие величину остатков на счетах. Если компания все оформит верно, то инспекция будет обязана в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам в части превышения сумм недоимки (письмо Минфина России от 15.06.07 № 03-02-07/1-295). Ну а если все же организация опоздала, и сумма задолженности была списана более чем с одного счета, не остается ничего иного, как зачесть или возвращать эти суммы из бюджета.

Отметим, что если средств на счете больше, чем сумма недоимки, то превышение компания вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 21.06.07 № 03-02-07/1-304).

Может возникнуть вопрос: какая сумма должна быть заблокирована, если приостанавливаются операции по валютному счету? Представители финансового ведомства дали свои разъяснения и по этому поводу (письмо Минфина России от 28.03.07 № 03-02-07/1-140). Так, взыскание налога с валютных счетов организации производится в сумме, эквивалентной сумме в рублях по курсу ЦБ РФ на дату продажи валюты.

При этом руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением на перечисление налога направляет банку поручение осуществить продажу валюты организации не позднее следующего дня.

Ответственность банка

За нарушение требований налоговой инспекции и несвоевременное приостановление операций по счетам компании банку грозит ответственность. Согласно письму Минфина России от 26.04.07 № 03-02-07/1-206 за подобное нарушение предусмотрено взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности (ст. 134 НК РФ). А вот в отношении убытков, понесенных налогоплательщиком в результате приостановления операций по счетам, банк ответственности не несет (п. 10 ст. 76 НК РФ).

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не имеет права открывать такой компании новые счета. Если кредитная организация все же сделает это, то ей грозит штраф в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 132 НК РФ).

Приостановление операций по счетам может привести к серьезным убыткам налогоплательщиков, ведь не исключены нарушения договорных обязательств перед контрагентами, а значит, и штрафные санкции по контрактам.

Безусловно, приостановление операций по счетам - весьма действенная обеспечительная мера. Но чтобы снизить риск ее использования как инструмента давления на налогоплательщика, законодателю следовало бы как минимум предусмотреть более оперативный механизм отмены решения о приостановке операций. Ведь именно с этим связаны многие негативные последствия для компаний.

Законодательство целиком и полностью нацелено на налогоплательщиков и защиту их прав. На них не оказывается серьезного давления, однако в крайнем случае все операции на депозите могут быть заблокированы.

Приостановление всех операций представляет остановку банком обслуживания финансовых переводов, которые совершает вкладчик . Остановка обслуживания затрагивает либо всю сумму на вкладе, либо определенную ее часть. Стоит отметить, что приостановление касается исключительно расходов, поступления остаются свободными.

Что касается исполнителя, то в его роли выступает налоговый орган. Он действует на основании ст. 31 НК РФ . Помимо этого, он также может остановить операции, в которых используются электронные деньги.

На какие счета накладываются ограничения

Ограничения накладываются исключительно на депозиты, что стали результатом договора с банком:

  • рублевые;
  • валютные.

Стоит также отметить те депозиты, что являются исключениями: транзитные, депозитные и кредитные. Не касается приостановление также тех вкладов, что, согласно иерархии гражданского права, расположены ниже: оплата налогов, штрафов и пеней - приостановить операции по ним нельзя.

Что касается иерархии, то она выглядит следующим образом :

  1. Компенсация за нанесенный вред или выплата алиментов.
  2. Выплата заработной платы всем сотрудникам (в том числе увольняющимся).
  3. Оплата налогов, страховых взносов и штрафов.

Согласно иерархии, налоги являются третьими в очереди на выплату.

Законные основания для блокировки

В список законов, что являются основанием для приостановления, входят:

Все, что касается остальных нормативно-правовых актов, затрагивает лишь определенный перечень ситуаций, предметом которых не выступает неуплата долгов. Более оснований для блокировки не существует.

Неуплата по налогам, пени, штрафам

Если у клиента банка обнаруживают неоплаченные штрафы или пени, счет блокируется . Важно осознавать, что это касается исключительно тех, кто регулярно пропускает долговые обязательства. Судьба депозита после блокировки целиком и полностью зависит от объема той суммы, что на нем находилась.

В том случае, если ее достаточно для оплаты штрафа, то федеральная служба производит удержание согласно инкассо . Оно, в свою очередь, оформляется в банке. После этого средства снимают, а банку дают указание разблокировать вклад в день взыскания денежных средств.

Если средств недостаточно, владелец депозита должен погасить все свои долговые обязательства посредством другого счета, в обязательном порядке предоставив федеральной службе документальное подтверждение своих действий.

Налоговый орган принимает документы и производит дальнейший аудит. Если за владельцем не замечено долговых обязательств, выдается документальное подтверждение , которое предоставляется в банк для разблокировки счета.

Непредоставление налоговой декларации

В случае отсутствия вовремя предоставленной декларации налоговая служба блокирует на счете абсолютно всю сумму. Это происходит в течение 10 дней после наступления крайней даты .

Проблема такой блокировки заключается в том, что она происходит многим ранее, чем владелец депозита получает уведомление. Это связно с тем, что уведомление до адреса отправляют в физическом виде под роспись. Именно поэтому в случае приостановления всех операций необходимо немедленно обратиться в банк для выяснения причины .

После того как причина станет известна, необходимо оформить декларацию о доходах и предоставить ее в Федеральную налоговую службу. Если ФНС при проверке не обнаружит никаких ошибок или подозрений, счет разблокируют в течение трех рабочих дней.

По итогам налоговой проверки

Если в результате налоговой проверки были обнаружены налоговые пробелы и, в связи с этим, списаны все недостающие штрафы и налоги, вклад блокируется . Он также блокируется потому, что сумма задолженности не может быть покрыта стоимостью имущества. Разблокировка такого депозита происходит посредством исполнения всех долговых обязательств.

Регулирует подобный порядок ст. 101 НК РФ , где сказано, что для исполнения вынесенного решения о привлечении к ответственности необходимо заблокировать счет. Это является обеспечительной нормой, согласно ст. 76 НК РФ .

Непредоставление в срок квитанции на требование из налоговой

В том случае, если лицом не были предоставлены все необходимые квитанции по требованию налоговой, производят блокировку. Эта обязанность ответа на требования налоговой действительна с 2015 года.

Обычно уведомление содержит в себе требование посетить инспекцию либо предоставить ей необходимые квитанции. На это дается десять дней со дня получение уведомление, в противном случае происходит блокировка депозита согласно ст. 76 НК РФ .

Разблокировка депозита предусмотрена той же статьей и происходит на следующей день после:

  • передачи в службу необходимой квитанции (поддерживается электронная версия);
  • посещения ИФНС или предоставления пакета документов.

Стоит также отметить, что в случае блокировки депозита ИФНС банк не может открывать юридическому лицу другие виды счета.

Если счет заблокирован незаконно

Незаконность блокировки счета может быть выражена в нарушении срока разблокировки депозита и в неправомерной блокировке вследствие вынесения неверного решения. В этом случае налоговая выплачивает пострадавшей стороне все необходимые проценты . Они, в свою очередь, формируются согласно ставке рефинансирования, учитывая каждый календарный день.

Если депозит заблокировали, необходимо :

  1. Если это возможно, вывести со счетов все деньги и закрыть те, что остались открытыми. Рекомендуется перевести средства на тот депозит, который не заблокирован и до сих пор открыт в другом банке. Это не всегда возможно, так как для других банков клиент правонарушитель (ФЗ №115).
  2. Когда причина блокировки действительно существует, возместить и выплатить все средства по исполнительному листу. Однако это не всегда моментально решает проблему и может занять продолжительный срок, особенно если на человека подали в суд.
  3. Обратиться к законодательству и использовать метод, который прописан в ФЗ №115 . В первую очередь необходимо предоставить банку все документы, которые требуются. Это позволит добиться подтверждения благонадежности и присвоение статуса к платежным операциям как «не подозрительные».

В случае, если это не помогло - обратиться в суд. Для этого придется совершить требуемые судом действия, однако доказывать то, что были основания для блокировки, будет налоговая или банк.

Следованию этому алгоритму позволит в кратчайший срок разблокировать счет или сохранить максимальную сумму средств.

Какие операции компания проводит при ограничении

Прежде всего, необходимо понимать, что блокировка операций по депозиту не означает полное лишение средств. Существует ряд случае , в которых они продолжают работать и оставаться во владении. Операции, что стоят в иерархии выше налогов, продолжают свое действие.

Выплата заработной платы . Здесь стоит учитывать, что выплата зарплат, налогов и взносов находятся в третьей очереди на выплату. Это значит, что из доступных средств выплата произойдет согласно тому приоритету и очереди, на который первичнее поступит поручение.

Однако, если опираться на судебную практику, то возникновение проблем с выплатой заработной происходит очень редко. Что нужно необходимо знать о процессе:

  • выплата заработной платы производится из тех средств на счету, что не подверглись блокировке;
  • операция в обязательном порядке должна совершаться по исполнительному документу;
  • в случае ликвидации организации - анализ производится согласно порядку выплаты зарплаты.

Если затронуть вопрос социальных пособий, то здесь все неоднозначно. С одной стороны, они относятся к «виду зарплаты», однако с другой не имеют собственного приоритета. Опираясь на эту информацию, можно сделать вывод, что они не имеют такого приоритета. Это значит, что выплата будет произведена тогда, когда работа всех операции на счету вновь возобновится.

Иные платежи . Как и было сказано ранее, возможности выплат остаются нетронуты и ряд таковых остается доступен. В число доступных платежей входит:

  • компенсация страховых взносов;
  • внесение средств по всем налогам согласно исполнительным документам;
  • выполнение всех требований кредиторов, что относятся к приоритетным операциям;
  • все расходы, что связаны с судебными заседаниями: вознаграждения, требования и т.д.

Таким образом, средства на счету расходуются согласно всем обязательствам.

Открыть новый счет — возможно ли?

Ответ на этот вопрос содержится в законодательстве - Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 76 НК РФ , которая является главным фундаментом при приостановлении всех операций на депозите, банк не может создать клиенту новый депозит. Это в равной степени относится к другим видам банковских продуктов: вклады, депозиты, корпоративные счета и т.д. Если банк не подчиняется и вновь продолжает открывать депозиты, то федеральный орган его штрафует.

Помимо этого, стоит отметить, что открыть счет в другом банке, при этом не уведомив о своих действиях налоговую, тоже нельзя. Другие банки точно так же не имеют на это права и в случае неповиновения штрафуются. Для клиента это будет означать пустую трату денег, так как при внесении средств депозиты будут заблокированы до выяснения обстоятельств.

Процедура отмены

В том случае, если федеральный орган решил отменить блокировку счета, он направляет в банк соответствующее заявление . Подавать следует не позднее следующего дня после вынесения решения о приостановке всех операций на счету.

Когда банк получает уведомление из налоговой об отмене, он отправляет точно такое же налогоплательщику. Это происходит под расписку или любым другим способом, что позволяет подтвердить получение вкладчику уведомления.

В ряде случаев, когда необходима особая оперативность, налоговая отправляет в банк не решение, а прямое указание . Здесь необходимо понимать, что подобные действия не предусмотрены Налоговым кодексом РФ.

Дополнительная информация представлена ниже.

"Налоговая проверка", 2008, N 3

Одним из способов обеспечения исполнения обязанности организации по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, а также своевременному представлению налоговой декларации является блокирование налоговыми органами ее банковских счетов.

В статье рассмотрен порядок блокирования счетов: какие именно счета могут быть заблокированы, какие расходные операции организация вправе осуществлять по заблокированным счетам, способы отмены решения о приостановлении операций по счетам, а также каким образом в случае отмены налоговыми органами такого решения организация может довести его до банка.

Блокирование счетов организации

Когда организация не исполняет обязанности, возложенные на нее Налоговым кодексом, налоговый орган может приостановить ее операции по счетам в банке. Статья 76 НК РФ предусматривает два случая, в которых возможно блокирование счетов:

  • взыскание налога, сбора, пеней, штрафа во внесудебном порядке, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа об их уплате (п. 1);
  • непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении срока ее представления (п. 3).

Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке <1> принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа и направляет в банк на бумажном носителе или в электронной форме. Дата и время получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации в банке указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении решения.

<1> Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

Решение о приостановлении операций организации по счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком. То есть последний должен блокировать счета организации независимо от того, что, по мнению организации, это решение было вынесено на основании ошибочных выводов. Также налогоплательщику нужно учесть, что согласно п. 10 ст. 76 НК РФ банк не несет ответственности за убытки, которые понес налогоплательщик вследствие приостановления операций по решению налогового органа.

Приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по счетам организации с учетом некоторых ограничений, при этом банк осуществляет доходные операции в полном объеме (поступление денежных средств на счета организации).

Если приостановление операций связано с взысканием платежей в бюджет, то прекращение расходных операций по счетам действует в пределах суммы, указанной в решении. В Письме Минфина России от 21.06.2007 N 03-02-07/1-304 уточнено, что организация вправе использовать денежные средства, находящиеся на ее счетах в банке, в части превышения суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по ее счетам, по своему усмотрению. На практике налоговые органы обычно приостанавливают операции по всем счетам налогоплательщика, не учитывая это ограничение.

Непредставление налоговой декларации. Так как в ст. 76 НК РФ говорится о блокировании счетов в случае непредставления только налоговой декларации, финансисты в Письме от 12.07.2007 N 03-02-07/1-324 разъяснили, что эта мера не применяется в случае непредставления организацией расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. ФАС МО в Постановлении от 12.03.2008 N КА-А40/1246-08 указал: из положений ст. 76 НК РФ не следует, что налоговый орган вправе приостановить операции по счетам в банках у организации - налогового агента в случае непредставления сведений о доходах иностранных физических лиц по форме 2-НДФЛ.

Для налогоплательщика очень важно определиться, в каких случаях можно сказать, что им не была своевременно исполнена обязанность по представлению налоговой декларации. Рассмотрим некоторые ситуации.

В п. 1 ст. 80 НК РФ сказано, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Соответственно, налогоплательщик не обязан подавать налоговые декларации по тем налогам, плательщиком которых он не является. В соответствии с этим Письмом УФНС по г. Москве от 09.06.2007 N 16-10/054964@ разъяснено, что за непредставление налоговых деклараций налоговые органы вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам организации, только если она обязана их подавать.

Для случая, когда сумма налога по налоговой декларации равна нулю, Налоговый кодекс не предусматривает возможности непредставления "нулевой" декларации. На необходимость представления такой декларации указал Президиум ВАС РФ в п. 7 Информационного письма от 17.03.2003 N 71: в силу ст. 80 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Данной позицией руководствовался Минфин в Письме от 16.01.2008 N 03-02-07/1-14.

Нередки случаи, когда налоговый орган отказывает в приеме налоговой декларации, представленной по старой форме. Если организация не успела повторно подать эту декларацию по действующей форме до истечения 10 дней по окончании срока ее представления, налоговики могут заблокировать ее счета.

Налогоплательщик может в суде оспорить действия налоговиков. Например , в Постановлениях ФАС ВВО от 22.02.2007 N А82-4019/2006-99, ФАС СЗО от 26.02.2007 N А56-16164/2006 сказано, что основанием для вынесения решения о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке является непредставление либо несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган. Кодекс не предусматривает возможности приостановления операций по счетам налогоплательщика за несоблюдение формы налоговой декларации. В то же время во избежание споров с налоговой инспекцией рекомендуем налогоплательщикам перед заполнением налоговой декларации проверять, является ли ее форма действующей.

Организация может передать полномочия по ведению налогового учета и представлению отчетности своему представителю, например специализированной компании. Если уполномоченный представитель несвоевременно подал налоговую декларацию в налоговый орган, то ответственность за это нарушение, в соответствии со ст. 76 НК РФ, будет нести организация-налогоплательщик. Такой вывод следует из п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, согласно которому субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Для случая приостановления операций по счетам, связанного с непредставлением налоговой декларации, НК РФ не установил лимита остатка денежных средств на счетах, на который распространяется решение о приостановлении операций. Поэтому налоговые органы блокируют все средства, лежащие на счетах в банке.

Если операции по счетам организации приостановлены и средств на них недостаточно для покрытия задолженности перед бюджетом, то организация для продолжения своей хозяйственной деятельности может открыть счет в другом банке. В этом случае она, уведомив контрагентов об открытии нового счета, на короткий срок сможет воспользоваться денежными средствами по своему усмотрению. При этом ей нужно будет учесть следующее:

  • она обязана сообщить об открытии счета в налоговый орган в течение 7 дней со дня его открытия;
  • банк обязан сообщить в налоговый орган об открытии счета в течение 5 дней со дня его открытия.

Соответственно, налоговый орган, узнав об открытии нового счета, его тоже заблокирует, но до этого момента организация сможет воспользоваться поступившими денежными средствами.

Расходные операции, осуществляемые в период блокирования счетов. Решение о приостановлении операций по счетам в банке не распространяется:

  1. на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов, перечисляемых в бюджетную систему РФ;
  2. на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. Так как согласно ст. 855 "Очередность списания денежных средств со счета" ГК РФ расчеты по обязательным платежам в бюджет производятся в порядке четвертой очереди, то в период действия приостановления операций по счету с него могут быть списаны средства:
  • в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь - по отчислениям в ПФР, ФСС и ФОМС (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Также в третьей очереди ГК РФ указаны платежи, которые Постановлением КС РФ от 23.12.1997 N 21-П исключены из этой очереди, - это списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).

Так как до настоящего времени не принято соответствующих изменений в ГК РФ, данный вопрос ежегодно урегулируется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с Постановлением КС РФ N 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и во вторую очередь. Таким образом, организация не сможет снять денежные средства со счета на оплату труда работников, если он заблокирован.

Согласно п. 2 ст. 855 ГК РФ списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. На основании этого в Письме Минфина России от 12.04.2007 N 03-02-07/1-172 разъяснено, что банк при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика исполняет поручение налогоплательщика по списанию денежных средств по оплате государственной пошлины с его счета и зачислению их в бюджетную систему в порядке календарной очередности поступления документов, относящихся к одной группе. Государственная пошлина, согласно п. 10 ст. 13 и п. 1 ст. 333.16 НК РФ, отнесена к федеральным сборам, поэтому ее уплата и уплата задолженности в бюджет по налогам, сборам, пеням, штрафам по инкассовому поручению осуществляется в порядке четвертой очереди с учетом календарной очередности поступления документов.

Понятие счета. При применении ст. 76 НК РФ важно определиться с тем, что понимается под счетом. Дело в том, что приостановление операций затрагивает только те счета организации, открытые в банке, которые признаются таковыми для целей Налогового кодекса. Также нужно учесть, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам в банке он не вправе открывать организации новые счета. Эти ограничения распространяются на все счета организации, открытые в банке. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций. Таким образом, к понятию "счет", используемому в НК РФ, предъявляются три требования:

  • наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке;
  • возможность зачисления на счет денежных средств;
  • возможность расходования денежных средств со счета.

Правовому регулированию договора банковского счета посвящена гл. 45 ГК РФ. В ст. 845 ГК РФ сказано, что по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Налогоплательщики открывают в банках много различных счетов, не обо всех однозначно можно сказать, признаются ли они счетами согласно ст. 11 НК РФ и будут ли затронуты в случае блокирования.

В Письме Минфина России от 21.11.2007 N 03-02-07/1-497 разъяснено, что, например, депозитные и ссудные счета не обладают признаками счетов, не открываются на основании договора банковского счета и имеют специальное целевое назначение, поэтому банк вправе открывать организации данные счета при наличии решения о приостановлении операций по счетам. В Письме Минфина России от 27.04.2007 N 03-02-07/1-208 сказано, что счета со средствами, принадлежащими третьим лицам, например целевое финансирование, не обладают признаками счета, определенными в ст. 11 НК РФ.

Из Письма Минфина России от 11.05.2007 N 03-02-07/1-225 следует, что если по решению налогового органа приостановлены операции по счету налогоплательщика в банке при наличии остатка денежных средств на нем, то банк не вправе закрыть этот счет, поскольку расторжение договора банковского счета при наличии на нем остатка денежных средств сопряжено с проведением расходных операций по этому счету. Аналогичная позиция высказана в Письме УМНС по г. Москве от 11.03.2004 N 11-14/16108, в котором уточнено, что при отсутствии денежных средств на счете клиента банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету.

Разблокирование счетов

Приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа и до момента его отмены. Если приостановление операций по счетам является правом налогового органа, то отмена этого приостановления - его обязанность, которую он должен исполнить в установленные НК РФ сроки при выполнении налогоплательщиком определенных требований. Основаниями для отмены решения о приостановлении операций по счетам могут быть:

  • решение суда;
  • решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Оно принимается в случаях представления организацией налоговой декларации, взыскания суммы налога, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. В этих случаях приостановление операций по счетам отменяется налоговиками не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации или документов (их копий), подтверждающих уплату налога, сбора, пеней, штрафов (п. 3 ст. 76 НК РФ). На практике в случае, если организация осуществила данные платежи в бюджет, налоговый орган вынесет решение об отмене приостановления операций по счетам только после того, как проверит поступление денежных средств на соответствующий счет УФК.

Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам

Основанием для отмены решения о приостановлении операций по счетам является решение налогового органа или суда. Решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам направляется в банк в бумажной форме либо по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления в банк этого решения в электронном виде устанавливается ЦБ РФ. В настоящее время данный порядок ЦБ РФ не утвержден, а Порядок направления в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом ФНС России от 03.11.2004 N САЭ-3-24/21@, не применим, так как утвержден не ЦБ РФ.

Согласно п. 2 Порядка направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе <2> (далее - Порядок направления в банк решения на бумажном носителе) решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика направляется налоговым органом в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается налоговым органом под расписку представителю банка. Моментом получения банком решения налогового органа являются дата и время, указанные:

  • в уведомлении о вручении, если оно направлено в банк заказным почтовым отправлением;
  • в отметке о принятии решения, если оно вручено под расписку представителю банка.
<2> Приказ ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@.

Изменение местонахождения организации. Возможна ситуация, когда организация в период действия решения о приостановлении операций по счетам изменила место своего нахождения и встала на налоговый учет по новому месту нахождения. В Письме Минфина России от 14.12.2007 N 03-02-07/1-484 сказано, что решение об отмене приостановления таких операций принимает налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика. На практике такая ситуация вызывает массу проблем у организации.

Судебный порядок отмены решения о приостановлении операций. Налоговым кодексом не урегулирован порядок судебной отмены такого решения. Финансисты в Письме от 14.12.2007 N 03-02-07/1-484 указали, что согласно п. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Следовательно, с момента вступления в силу решения суда отменяется решение о приостановлении операций.

Так как данный порядок отмены решения законодательством не прописан, а официальных разъяснений фискальных ведомств нет, то возможно, что налогоплательщику необходимо будет представить решение суда как в банк, так и в налоговый орган.

Может ли организация ускорить доведение до банка решения об отмене приостановления операций?

Прежде чем решение налоговиков об отмене приостановления операций по счетам поступит в банк, пройдет время, которое драгоценно для организации, ведь она не может осуществлять расчеты. Поэтому для нее весьма важно, чтобы решение достигло банка как можно скорее. В связи с этим часто возникают вопросы о возможности представления организацией в банк копии решения на бумажном носителе, которую ей выдал налоговый орган, или представления в банк оригинала решения, когда организация действует на основании доверенности банка. По мнению финансистов, не все эти случаи действенны.

Копия решения о разблокировании счетов. В Письмах Минфина России от 31.05.2007 N 03-02-07/1-266 и от 30.03.2007 N 03-02-07/1-150 сказано, что копия решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, полученная банком от клиента на бумажном носителе, не является основанием для отмены банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации. Действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации в банке сохраняется до момента получения банком оригинала решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке.

Вывод финансистов основан на следующем: из ст. 76 НК РФ и Порядка направления в банк решения на бумажном носителе следует, что налоговики отправляют в банк на бумажном носителе оригинал решения об отмене приостановления операций, а о возможности отправки копии не говорится. Поэтому организации не имеет смысла отправлять в банк полученную от налоговиков копию решения.

Доверенность. Налоговым кодексом предусмотрена возможность участия лица в налоговых правоотношениях через законного либо уполномоченного представителя. В результате возникает вопрос о том, вправе ли организация, выступая в качестве уполномоченного представителя банка, получить у налоговой инспекции решение об отмене приостановления операций на бумажном носителе и передать его в банк.

В Письме Минфина России от 16.01.2008 N 03-02-07/1-16 сказано, что поскольку НК РФ и Порядок направления в банк решения на бумажном носителе предусмотрена передача налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банк посредством вручения его представителю банка, такое решение при наличии соответствующей доверенности может быть вручено организации (ее представителю), операции по счетам в банке которой были приостановлены.

Таким образом, организация может воспользоваться данным способом, чтобы ускорить разблокирование счетов.

В.В.Никитин

Редактор журнала

"Акты и комментарии

Ситуации, в которых приостанавливают операции

Под приостановлением каких-либо расчетных операций, в том числе и электронных, понимается замораживание счета организации или индивидуального предпринимателя, в результате чего пользование этим счетом становится невозможным.

Примечательно, что пополнить счет можно, на это приостановление никак не влияет в некоторых случаях. Электронные средства, которые есть у организации или ИП, а точнее расчетные операции по ним тоже могут быть приостановлены, при этом останавливаются только расходные операции, пополнять электронными средства счет все так же можно.

Согласно действующему налоговому законодательству существует три ситуации, при которых операции по счетам (следует понимать, и как электронных) могут быть приостановлены:

  • при не предоставлении заполненной налоговой декларации;
  • организация не предоставила в налоговый орган квитанцию в рамках действующего законодательства;
  • во исполнение вынесенного налоговым органом решения.

Примечательно, что в первом случае операции приостанавливаются временно: ровно до тех пор, пока плательщик не предоставит налоговому органу правильно заполненную и действительную налоговую декларацию.

Согласно нормам статьи 76 Налогового Кодекса, приостановление по операциям никак не влияет на расходные операции, связанные с очередными уплатами взносов по страхованию, социальных взносов, выплат, а также налогов и сборов, чья очередь по уплате в счет государственного бюджета наступила раньше, чем поступившее на исполнение в банк решение налогового органа.

Кроме того, нельзя заморозить те операции по счетам, которые относятся к избирательным или специальным (следует понимать, как фонд референдума). Все остальные электронные расходные операции приостанавливаются при наличии соответствующего решения.

В статье 23 Налогового кодекса прописаны обязанности плательщиков, в том числе и организаций. Так, согласно нормам 5 пункта организация обязана принять от налогового органа документы, по которым производятся расчеты и заполняются налоговые декларации, а затем направить квитанцию с уведомлением о получении документов.

Если такая квитанция направлена не была, то налоговую декларацию правильно организация заполнить не может, а, значит, попадает под действие статьи 76 Налогового кодекса. В качестве меры пресечения используется как раз приостановление расходных операций по счетам, в том числе и электронным.

Основания для приостановления всех расходных операций

Одним из оснований для приостановления расходных операций у организации или индивидуального предпринимателя является незаполненная в срок налоговая декларация.

Так, по истечении срока на заполнение юридическому лицу или ИП дается еще 10 календарных дней на то, чтобы предоставить декларацию в налоговый орган. Если этого сделано не было, то налоговый орган вправе просить банк о приостановлении всех расходных операций, кроме тех, которые являются внеочередными.

Данная обеспечительная мера указана в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса. Кроме того, если организация или ИП не получили или не подтвердили факт получения от налогового органа всех необходимых для заполнения декларации документов, то эти документы считаются непринятыми, а декларация незаполненной или заполненной неверно.

Это, в свою очередь, тоже ведет к применению норм статьи 76 Налогового кодекса. А именно - приостановлению каких-либо расходных операций.

Налоговые органы присылают документацию для того, чтобы все пункты декларации были заполнены корректно и достоверно.

Именно поэтому плательщики-организации и ИП обязаны уведомлять налоговые органы о получении документов. Более того они могут запрашивать разъяснения и пояснения, которые представляются налоговыми органами.

Самыми часто встречающимся основаниями для приостановления всех расходных операций по счетам организаций или ИП являются решения налоговых органов, нацеленных на уплату недоимок, внесения налогов и сборов, а так же штрафов и пени в счет государственного бюджета.

При этом перед вынесением решения плательщику-должнику направляется требование, в котором указываются сроки и условия погашения задолженности. Если этого не происходит, то руководитель (или лицо, которое выполняет его функции и полномочия) налогового органа выносит решение о взыскании недостающих средств путем приостановления операций по счету.

Мера носит обеспечительный характер, позволяя пополнять государственный бюджет ровно на ту сумму, которая причитается с конкретного плательщика, но не более того.

Условия для приостановления

Приостановление операций по счетам налогоплательщика может производиться, как по одному счету, так и по нескольким. При этом если средств для погашения задолженности на одном счете достаточно, то плательщик имеет право на подачу заявления в налоговый орган о приостановлении действия его решения о заморозке более одного счета.

Налоговый орган обязан рассмотреть данное заявление в течение двух рабочих дней и вынести по нему решение. Так, к примеру, если у плательщика-организации имеется два счета, суммы средств на которых в совокупности хватает для уплаты задолженности, то банк обязан перечислить долг в пользу государственного бюджета.

Остаток остается на счетах плательщика. И организация имеет право на подачу заявления об отмене приостановления операций по счетам. При этом предъявлять претензии банку организация не может, поскольку банк исполняет свои обязанности в рамках действующего законодательства.

Если средств на счету или счетах плательщика-должника недостаточно для погашения задолженности перед государственным бюджетом, то налоговый орган вправе продолжить приостановление расходных операций на определенный срок.

В случае если в течение одного календарного месяца сумма на счету или счетах не достигла необходимой для уплаты задолженности, к плательщику уже применяются меры пресечения в виде штрафа, ареста имущества или уголовного преследования на усмотрение суда, в который налоговый орган направляет заявление.

Обязанности банка

Согласно действующему законодательству, банк не вправе игнорировать поступившее из налоговых органов решение. Более того нормами налогового законодательства предусмотрено немедленное исполнение полученного решения. То есть решение считается вступившим в силу в день получения его банком (не позднее следующего после вынесения дня).

Банк новые расчетные счета открывать должникам (следует понимать, как ИП и юридические лица) не вправе. Более того банк обязан приостановить расчетные операции в тот же день, как получил решение от налогового органа, вынесшего решение, а перечисление средств в государственный бюджет со счетов должников - не позднее следующего операционного дня. Кроме того банк обязан уведомлять налоговый орган о том, сколько средств осталось на счету у должника на конкретную дату.

Налоговым законодательством предусмотрено отсутствие ответственности у банка за те убытки, которые в ходе списания средств в счет погашения задолженности по налогам, сборам, штрафам, пени несет организации или ИП, у которых были приостановлены операции по счетам. Предъявлять претензии к банку по этим вопросам нецелесообразно и незаконно.

Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика банком не могут быть проигнорированы - это нарушение норм законодательства, поэтому и подлежат исполнению, даже в убыток клиентам.

Если налоговый орган принял решение об отмене своего первого решения (следует понимать, как отмену заморозки счетов), то копию этой отмены направляют в банк, а тот в свою очередь не позднее следующего рабочего дня исполняет - восстанавливает расходные операции по счетам организаций или ИП.

Решения об отмене решений

Такие решения принимаются тем же налоговым органом, что приняло решение о приостановлении операций по счетам. При этом для отмены существует свой установленный порядок:

  • при непредставлении декларации плательщиком - в течение рабочего дня после получения заполненной декларации;
  • при неисполнении обязательств по уведомлению налогового органа - в течение рабочего дня после уведомления о получении документации;
  • при отсутствии электронной связи с налоговым органом - в течение рабочего дня после налаживания связи.

Решение об отмене передается в банк не позднее одного рабочего дня на исполнение. При этом банк игнорировать решение не может и выполняет его своевременно - не позднее следующего дня.

Плательщика-должника уведомляют о том, что его обязанность по уплате задолженности была исполнена, если имело место задолженность, или не исполнена, и дело передается на рассмотрение в суд.

Форма решения об отмене, как и форма решения о приостановлении операций по счетам, имеет утвержденный вид, заполняется в электронном формате и передается в банк, а так же плательщику для ознакомления и исполнения. В бумажном формате заполнение не предусмотрено.

Форма находится на контроле исполнительного федерального органа власти, который уполномочен на контроль в сфере исполнения налогового законодательства.

В настоящее время достаточно часто имеет место приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке. Такая мера воздействия используется контролирующими органами. Следует сказать, что это создает существенные препятствия для предпринимательской деятельности юрлиц и ИП. Кроме того, далеко не всегда использование этого инструмента правомерно. Рассмотрим далее, когда допускается приостановление операций по счетам в банке в отношении налогоплательщика.

Общие сведения

Приостановление операций по счетам в банке означает фактическую заморозку средств. То есть владелец не может их никуда переместить. Исключением являются только те операции, осуществление которых, в соответствии с ГК, предшествует обязательству отчислять сборы и налоги. При этом зачисления осуществляются без каких-либо ограничений. Основания, по которым производится приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, могут быть различными.

Неисполнение обязательств

Это одно из наиболее популярных оснований, по которым производится приостановление операций по счетам в банке. Статья закона предусматривает заморозку средств с целью обеспечения исполнения взыскания непогашенных отчислений в бюджет, включая штрафы и пени. Решение о блокировании не может выноситься раньше, чем принят акт о наложении взыскания. Замораживание средств осуществляется и для погашения процентов. Это обуславливается тем, что % взыскиваются по аналогичным правилам, что и обязательные отчисления. Приостановление операций по счетам в банке осуществляется на ту сумму, которая указана в соответствующем решении. Остаток средств не блокируется и может использоваться.

Непредоставление декларации

Приостановление операций по счетам в банке применяется в случаях, когда субъект в десятидневный срок по истечении установленного времени не сдал отчетную документацию в контролирующий орган. Это позволяет надзорной инстанции вынести соответствующее решение о блокировке средств. В этой ситуации будет предпринято полное приостановление операций по счетам в банке. Это ставит предпринимателя в крайне затруднительное положение. В таких ситуациях не будет иметь значения размер остатка, величина поступлений.

Срок давности

Максимальный период, по истечении которого не может производиться приостановление операций по счетам в банке, НК РФ изначально установлен не был. Об этом давалось разъяснение в письме ФНС от 9 февраля 2011 г. Но с первого января 2015-го этот период ограничивается 3 годами. Исчисление начинается со дня окончания десятидневного срока.

Дополнительно

С 1 января 2015-го приостановление операций по счетам в банке допускается, если субъект в десятидневный срок после истечения установленного времени не предоставил квитанцию о приеме требований о предъявлении им надлежащих документов, уведомлений о вызове в инспекцию, пояснений, направленных ему в электронном виде. Это установлено в ст. 10 ФЗ № 134. Таким образом, приостановление операций по счетам в банке применяется в случаях уклонения от погашения обязательств перед бюджетом и непредоставлении декларации в установленные сроки. Блокировка средств по иным основаниям не допускается.

Важный момент

Предоставление декларации в бумажном виде не предусматривается с 1 января 2014-го г. Столичная инспекция разъяснила, что при несоблюдении правил о предоставлении отчетных документов в электронной форме, субъекту грозит ответственность по ст. 119.1. При этом за ненаправление декларации по телекоммуникационным каналам не предусмотрено приостановление операций по счетам в банке. Статья 76 Кодекса будет действовать, если субъект вообще не сдал отчетность. Вместе с этим контрольный орган может принять при необходимости обеспечительные меры. В числе которых, в частности, приостановление операций по счетам в банке.

Решение о блокировании

Существует определенный порядок приостановления операций по счетам в банке. Соответствующее распоряжение утверждается руководителем ФНС или его заместителем. Информирование банков о приостановлении операций по счетам осуществляется в электронном виде. Решение должно быть направлено в обслуживающую субъекта организацию. Копия распоряжение должна быть также передана предприятию-должнику. При этом обязательно должно быть документальное подтверждение того, что субъект получил решение. Это может быть расписка или иная бумага. Предприятие должно получить уведомление не позднее следующего дня после принятия решения. Уполномоченные органы обязаны соблюсти порядок приостановления операций по счетам в банке. В противном случае их действия могут быть оспорены.

Что попадает под блокировку?

Текущий (расчетный) или иной другой счет открывается в банке на имя субъекта при заключении соответствующего договора с финансовой организацией. Последняя по условиям подписанного соглашения принимает на себя ряд обязательств. В частности, банковская структура принимает и зачисляет денежные средства на счет, открытый на клиента, выполняет его распоряжения о выдаче и перечислениях, совершении иных операций. При блокировке, соответственно, финансовая структура не исполняет принятых на себя обязательств. Данная мера касается любых счетов, на которые могут поступать средства и с которых они могут расходоваться. Это в равной мере касается и валютных, и рублевых р/с. Первые блокируются, как правило, при недостаточном количестве средств на счетах в нацвалюте или при полном приостановлении операций по всем имеющимся счетам. Заморожены могут быть не только р/с. Блокировка может касаться и корпоративных счетов, предназначенных для осуществления работниками расчетов с использованием корпоративных банковских карт и учета операций по ним. Пояснение по этому поводу в 2010 году дал Президиум ВАС.

Исключения

Приостановление операций по счетам в банке не применяется относительно:

  • Транзитных движений средств. Это обусловлено несоответствием счетов, по которым совершаются такие операции, признакам, приведенным в ст. 11, п. 2. Они открываются для совершения перемещений валюты одновременно с р/с в зарубежных деньгах вне зависимости от волеизъявления предприятия.
  • Ссудных счетов. Они предназначены для возврата заемных средств должником. По своей сути они не выступают как банковские счета. Это разъяснение дано в Письме Минфина от 21 ноября 2007 г.
  • Расчетных счетов, которые открыты для ведения совместной деятельности товарищества. Деньги на них находятся в общей собственности всех участников, а не одного субъекта. Взыскание с них может производиться только в сумме, которая закреплена за должником на праве собственности.

Депозиты

Они открываются в соответствии с договором на вклад. Предприятие не может перечислять с таких счетов средства. Данное разъяснение дано в Письме Минфина № 03 02 07/1-497. Вместе с этим следует учесть, что по ст. 46, п. 5 НК взыскание налогов не производится с депозита при условии, что его срок еще не вышел. Если договор на депозит действующий, контрольная инстанция может дать финансовой организации поручение. В соответствии с ним, банк должен будет перечислить средства с депозита по истечении его действия на р/с, если к тому времени должник не исполнит своих обязательств. Таким образом, фактически происходит глобальное приостановление банками операций по расчетным счетам. Финансовым организациям предписано сообщать ФНС о наличии депозитов и остатках средств на них.

Ограничения и возможности ФНС

Приостановление операций по счетам в банке, как выше было сказано, предполагает отсутствие возможности осуществлять расходные действия со средствами. То есть, владелец не может перевести их контрагенту, снять по чековой книжке. Однако далеко не всегда и не все операции могут быть прекращены. К примеру, если наложено взыскание недоимки, то перемещение средств допускается сверх взимаемой суммы. Кроме этого, установлена очередность обязательств, которые должны быть исполнены до того, как будет взыскана установленная ФНС сумма. Последовательность устанавливается при вероятности того, что имеющихся у должника средств может не хватить для осуществления всех платежей. Первыми удовлетворяются требования по исполнительным документам, в которых предусмотрены перечисления или выдача средств на возмещение ущерба жизни либо здоровья, а также взыскание алиментов.

Приостановление операций по счетам в банке: выплата зарплаты

Погашение задолженности перед работниками может осуществляться по исполнительным или платежным документам. Сначала удовлетворяются требования по ИЛ. В исполнительных документах может быть предусмотрено перечисление либо выдача средств на выплату выходных пособий, зарплат работникам (как бывшим, так и настоящим) по трудовому договору, вознаграждений авторам продуктов интеллектуальной деятельности. Следующими по очереди будут расчеты по платежным бумагам. В них, кроме оплаты труда работникам, может предусматриваться поручение ФНС на списание и перечисление задолженностей по бюджетным отчислениям, ФСС и ПФР – на отчисление страховых взносов.

Другие требования

В четвертую очередь будут погашаться обязательства по прочим исполнительным листам, предусматривающим денежные взыскания. Оставшиеся задолженности по платежным документам будут исполняться в календарной очередности. Таким образом, списание сумм в счет бюджетных отчислений будет производиться в третью очередь. При недостаточном количестве средств для удовлетворения требований ФНС, финансовая организация, обслуживающая должника, перечисляет сначала средства по документам 1 и 2 очереди.

Особенности списания

Платежи, находящиеся в одной очередности, производятся в порядке календарной очереди. К примеру, платежный документ на погашение задолженности по зарплате поступил раньше, чем инкассовое поручение от ФНС. Обслуживающая организация обязана сначала удовлетворить первое поступившее требование. Если средства останутся на счете, то погашается задолженность перед бюджетом. При блокировании по причине непредоставления декларации и при отсутствии поручения от ФНС на списание бюджетных отчислений, обслуживающая организация может удовлетворить требования платежных документов по з/п лиц, работающих по трудовому контракту.

Запреты

Необходимо отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ № 248 в ст. 76, п. 12, при наличии распоряжения о приостановлении расчетных операций налогоплательщика на р/с, финансовая организация не может открывать новые счета или предоставлять должнику возможность использовать электронные платежные инструменты. Для обеспечения реализации этого предписания был введен специальный интернет-сервис. Он позволяет банковским структурам оперативно получать информацию о наличии решений о приостановлении расчетных операций на счетах клиентов и переводов электронных средств.

Этот интернет-ресурс является доступным и открытым для использования финансовыми организациями. До внесения указанных изменений в Налоговый кодекс предприниматели не могли открывать счета только в тех банках, в которые были направлены соответствующие решения о замораживании. Кроме того, должнику не удастся закрыть заблокированный счет, если на нем остались деньги. Это связано с тем, что при совершении этой процедуры средства должны быть израсходованы. А по решению уполномоченного органа, расходные операции приостановлены. Даже если на р/с нет остатка, и его закрывают, распоряжение все равно будет продолжать действовать. Это значит, что новый счет открыть не представляется возможным.

Разблокировка

Разумеется, предприятие заинтересовано в том, чтобы как можно скорее разморозить свои активы. Отмена приостановления операций по счетам в банке производится при наличии следующих оснований:

  1. Погашение задолженности перед бюджетом или взыскание сумм ФНС. При получении налоговой инспекцией документов, подтверждающих уплату недоимки (штрафов, пеней), приостановление операций снимается. Для ускорения разблокировки необходимые бумаги в уполномоченный орган может предоставить руководитель или представитель организации-должника либо сам предприниматель вместе с заявлением о размораживании р/с. ФНС должна принять решение о снятии приостановления операций не позднее следующего дня после получения документов.
  2. Предоставление декларации. После получения отчетной документации ФНС обязана на следующий день принять решение об отмене вынесенного ранее распоряжения о приостановлении операций по счетам. Если предприятием была направлена декларация, но блокировка все равно произошла, в инспекцию необходимо подать заявление на размораживание р/с. К нему прилагаются документы, подтверждающие, что отчет был отправлен своевременно.

Заявление

Право на отмену решения о приостановлении расчетных операций возникает тогда, когда на счете образуется сумма, превышающая ту, что указана в распоряжении. Заявление составляется в произвольной форме. В тексте указывается счет, на котором присутствует достаточно средств для погашения задолженности. К заявлению прикладывается подтверждающий документ. Им является банковская выписка. Кроме этого, указываются р/с, которые необходимо разморозить. ФНС в двухдневный срок должна вынести решение об удовлетворении заявления и отмене вынесенного ранее распоряжения в части превышения суммы задолженности.

Ответственность ФНС

В случае если инспекция нарушила сроки принятия решений или заблокировала счета, не имея на то оснований, она обязана выплатить проценты. Правила их начисления установлены в ст. 76, п. 9.2 Кодекса. Выплата процентов осуществляется за календарные дни незаконного приостановления операций или просрочки при вынесении решения о его снятии. Если распоряжение было изначально неправомерным, начисление осуществляется с даты его получения финансовой организацией.

Расчет процентов производится по той сумме, которая была заморожена, то есть, на те средства, которыми предприятие не могло никак распоряжаться, а не на ту, которая указана в решении. К примеру, по распоряжению блокировке подлежит 100 тыс. руб., а на р/с было всего 30. Проценты будут начисляться именно на 30 тыс. руб. При неправомерной блокировке счетов в связи с неполучением декларации, расчет осуществляется относительно на все средства, находившиеся на тот момент на счетах. За ставку процента принимается ставка рефинансирования Центробанка. Берется показатель, который действовал в дни неправомерной блокировки, нарушения ФНС сроков вынесения решения или направления в финансовую организацию распоряжения об отмене приостановления операций.

Когда инспекция не может заморозить р/с?

Блокировку операций по счетам можно признать незаконной, если решение вынесено в связи с:

  1. Не предоставлением в установленный срок бухгалтерской отчетности.
  2. Непредставлением агентом расчетов, которые предусмотрены в части 2 НК.
  3. Наличием в предъявленной декларации ошибки, если она не выступает как основание для отказа в принятии (к примеру, неверно указан КПП).
  4. Непредставлением в установленные сроки информации о среднесписочной численности.
  5. Неполучением ФНС декларации в установленные сроки по вине оператора телекоммуникационных сетей или почты.
  6. Подписанием отчетной документации неуполномоченным лицом.

Во всех этих случаях вынесение решения о приостановлении расчетных операций будет незаконным. Соответственно, его можно оспорить.

Выводы

Основания, по которым налоговая инспекция может приостановить расчетные операции по счетам должника, перечислены в ст. 76 НК. Этот список считается исчерпывающим. Никакие иные причины не могут послужить основанием для блокирования счета. Это необходимо знать не только самому предпринимателю/организации, но и финансовой структуре, которая его обслуживает. Кроме этого, следует учитывать, что блокировка может касаться только тех р/с, которые открыты на основании соответствующего договора.

Приостановление операций по иным счетам (транзитным, депозитным, ссудным и пр.) является поводом для оспаривания действий ФНС. Возможности должника при блокировке будут зависеть от количества средств, которые находятся на его р/с. Если денег больше, чем сумма задолженности, то операции можно будет осуществлять. Заморожены будут средства в размере непогашенных обязательств, а все остальные будут находиться в свободном распоряжении субъекта. При этом такой счет нельзя будет закрыть. При погашении обязательств должна соблюдаться очередность, установленная в Кодексе. Блокировка не может распространяться на платежи, которые по закону должны быть выплачены до задолженности перед бюджетом.

Заключение

Несомненно, приостановление операция по расчетным счетам крайне негативно отражается на деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей. Во избежание такого рода проблем специалисты рекомендуют со всем вниманием отнестись к своевременному исполнению своих обязательств. Это касается не только отчислений в бюджет, но и предоставления отчетности в установленные сроки и в надлежащем виде. Если же блокирование расчетных операций произошло, не следует затягивать с решением проблемы.

Если средств на р/с недостаточно, нужно в максимально короткие сроки это исправить. Рассчитавшись со всеми долгами, следует незамедлительно уведомить об этом контрольный орган и подать соответствующее заявление на снятие блокировки. Чем быстрее это будет сделано, тем быстрее, соответственно, средства будут разморожены. В законодательстве установлены достаточно короткие сроки, в которые ФНС должна принять решение об отмене приостановления расчетных операций. Поэтому проблема может быть решена уже в ближайшее время после погашения задолженностей. Если же уполномоченный орган затянул принятие решения, он будет обязан компенсировать свое бездействие выплатой процентов.

Понравилась статья? Поделитесь ей