Контакты

Источники банковского права. Законодательство о банках и банковской деятельности. Закон о банковской деятельности в рф Современное банковское законодательство

Банковская система РФ состоит из Банка России, представительств иностранных банков, а также кредитных организаций вместе с филиалами. Правовое регулирование этих организаций закреплено в Конституции РФ, ФЗ «О банковской деятельности» и «О центральном банке», а также некоторыми другими законами и подзаконными актами.

Закон о банках

Основной документ, который регулирует деятельность банков, а также создание и функционирование кредитных организаций РФ - Федеральный закон о банковской деятельности и банках, который больше известен под названием ФЗ о банках. Принятие документа состоялось еще в далеком 1990 году, под номером 395-1. В составе документа 7 глав, 43 статьи, в которых сформулирован перечень ключевых моментов деятельности кредитных организаций всех форм организационно-правовой собственности.

Федеральные законы о банках

Помимо ФЗ О банках деятельность кредитных организаций регламентируется перечнем других нормативно-правовых актов, среди которых законы о Центральном банке Российской Федерации, о национальной платежной системе, о страховании , закон о кредитной истории и валютном регулировании. Примечательно, что в законе о кредитной истории можно найти даже информацию о банках, у которых есть проблемы с кредитной историей. В эту же категорию относятся ФЗ о залоге недвижимости, а также закон, направленный на борьбу с отмыванием доходов и противодействию терроризму.

Закон о банках и банковской деятельности

Среди основных положений закона о банковской деятельности особое внимание рекомендуется обратить на процедуру лицензирования и регистрации банков, а также их филиалов и представительств, положения о банкротстве банков и порядке отзыва лицензии.

В законе также освящены ключевые моменты, которые касаются стабильности и надежности работы банковских структур, затрагиваются вопросы по защите прав вкладчиков, сформулировано понятие банковской тайны, а также нормативы банковской деятельности, которые определяются по инициативе ЦБ РФ.

В законе приведена информация о принципах обслуживания банковских клиентов, проведении типовых операций, принципах формирования размерах комиссионных выплат, а также формирования ставок по и депозитам.

Страхование в банках закон

Кредитные организации не имеют права заниматься страховой, а также торговой и производственной деятельностью. Действующие ограничения не касаются договоров, которые используются в качестве производных финансовых инструментов. Как правило, такие документы предусматривают обязанность передачи, продажи или покупки товара на предварительно оговоренных условиях в случае прекращения обязательства на поставку без исполнения в натуре.

Федеральные законы центрального банка

Федеральным законом «О Центральном банке» определяется в первую очередь понятие организации как юридического лица, которое самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, имеет уставной капитал и находится в федеральной собственности. При этом ЦБ РФ не несет ответственности за долги государства. Среди основных профессиональных задач главного банка страны - работа над развитием, укреплением, повышением эффективности и бесперебойным функционированием банковской и платежной системы страны, а также сохранение устойчивости национальной валюты государства. ЦБ РФ также отвечает за эмиссию денежных средств и организацию их обращения.

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Основной закон, определяющий структуру финансовой системы и устанавливающий нормы банковской деятельности - это Федеральный закон от 02.12. 1990 № 395-1. В этом документе дается понятие "банку", "банковской группе", "кредитной организации", "банковским операциям", "вкладам и вкладчикам" и другой финансовой терминологии и образованиям.

Также в законе прописаны правовые нормы и порядки регистрации, получение разрешительной документации различных финансовых структур, определены статусы вкладчиков, способы обеспечения надежности, а также формы страхования вкладов.

Исчерпывающую информацию относительно квалификационных требований к руководителям финансовых организаций, условия реорганизации и отзыв лицензий могут найти в этом документе каждый интересующийся.

Принципы банковского законодательства

Правовые нормы банковской деятельности основаны на двух группах принципов.

1. Общие принципы банкоского законодательства, определяющие правовой статус банковских организаций и устанавливающие нормы экономической модели РФ.

Сюда относятся такие принципы:

  • свободы экономической деятельности;
  • неприкосновенности собственности;
  • необходимости конкуренции и запрещения монополии;
  • осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве.

2. Специфические принципы банковского законодательства, регламентирующие порядок организации, развития и функционирования банковской системы.

В эту группу включены принципы:

  • организационно-правового построения финансовой системы;
  • определяющие порядок осуществления банковской деятельности;
  • независимости Центробанка;
  • банковской тайны.

Комплексное описание норм и принципов можно найти в оригинале документа.

Направления эволюции банковского законодательства

Банковское законодательство, конечно занимает ключевую позицию в регулировании финансовой и банковской системы в стране, определяя форму деятельности и правовой регламент тех или иных банковских структур. Но это не означает, что оно не совершенствуется и не эволюционирует.

По мере формирования и развития банковской системы, законы становились более определенными и жесткими, в целях предотвращения банкротства банков, мошеннических действий и спекуляций.

Направления эволюции банковского законодательства заключается, в большинстве случаев, во внесении поправок и дополнений к главам и пунктам документа, в связи с конъюнктурой, меняющимися условиями и динамикой экономической жизни страны. Эти необходимые коррективы расширяют правовое поле действия законодательства, повышают эффективность и оптимизируют в целом банковскую систему государства.

Нормативно-правовые акты

Пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения в банковской сфере - это Банковское законодательство. Оно определяется правовым режимом, который транслирует порядок управления и регулирования банковской деятельностью. Основные цели правового режима заключаются в препятствовании неправомерному банкротству, мошенническим действиям, недобросовестной конкуренции, спекуляции, а также в повышении доверия к банкам.

Помимо этого, нормативно-правовые акты прописывают виды и типы банковских организаций, форму их собственности, функции и статус центрального банка страны. В этих документах определена модель деятельности на рынке ценных бумаг и лицензирование банковско-кредитного сервиса, а также форма взаимоотношений центрального банка с финансовыми учреждениями.

Все эти задачи имеют государственное значение и влияют на экономическую мощь государства и уровень жизни его населения.

Совет от Сравни.ру: Федеральный закон о банковской деятельности, который регулирует работу кредитных организаций - один из основополагающих нормативных документов для организации работы финансового сектора экономики страны. Периодически к положениям документа обращаются сотрудники банков, экономисты, юристы, судьи, бухгалтера, адвокаты и заемщики, которым необходимо как минимум знакомство с этим нормативно-правовым документом.

К специальным законодательным актам, регламентирующим банковскую деятельность в Российской Федерации, относятся федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О валютном регулировании и валютном контроле» и другие федеральные законы, содержащие правовые нормы, устанавливающие требования к банкам и порядку осуществления банковских операций, регулирующие взаимоотношения кредитных организаций с другими участниками гражданского оборота.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», определяет статус, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации, устанавливает принципы взаимоотношений между Банком России и кредитными организациями в процессе выполнения им своих функций и задач, включая осущест-
ение банковского регулирования и надзора за деятельностью едитных организаций. Закон также определяет полномочия ЦБ РФ по применению к кредитным организациям санкций за нарушение требований законодательства и нормативных актов Банка России, по вмешательству в деятельность кредитных организаций в случае возникновения ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности национальной банковской системы.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» определяет понятие банковской системы Российской Федерации и ее составляющих, устанавливает перечень банковских операций, выполнение которых допускается только при наличии соответствующей лицензии Банка России, и сделок, которые могут совершать кредитные организации в рамках своей деятельности. Закон также содержит основные требования к учредительным документам банков и иных кредитных организаций, к организации их деятельности, регламентирует порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, учет и отчетность кредитных организаций перед Банком России.
Основываясь на положениях этого закона, можно дать следующее определение коммерческого банка:
Коммерческий банк - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) центрального банка имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Данное определение, во-первых, содержит указание на то, что банк - это коммерческое предприятие, создаваемое для того, чтобы приносить прибыль своим учредителям (участникам, акционерам); во-вторых, обусловливает возможность деятельности юридического лица в качестве банка наличием у него соответствующей лицензии, выданной органом, уполномоченным государством осуществлять лицензирование банковской деятельности; в- третьих - определяет критерии отнесения кредитной организации к числу банков.
Наряду с банками российское законодательство допускает создание и небанковских кредитных организаций, которые имеют право совершать отдельные банковские операции в сочетаниях, которые устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
В других государствах также существуют законодательные акты, регулирующие банковскую деятельность. В Германии основным законом, регламентирующим ее, является «Закон о банках Федеративной Республики Германии», аналогичные законы действуют в Швейцарии, Франции и ряде других стран.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» дополняет и развивает положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» применительно к деятельности банков и небанковских кредитных организаций. Он устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности коммерческих банков, особенности оснований и процедур признания их банкротами и ликвидации в порядке конкурсного производства.
Наряду с законодательными актами, принятыми в целях регулирования банковской деятельности, регламентации отдельных процедур и операций кредитных организаций, деятельность коммерческих банков является также предметом регулирования нормами трудового, налогового и административного права, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства, затрагивающими отдельные вопросы функционирования банков и их взаимоотношений с государством, клиентами и контрагентами.

Еще по теме Банковское законодательство:

  1. 3. Содержание и правовые признаки банковской деятельности
  2. 3. Правовые основы иностранных инвестицийв банковскую систему России
  3. 4.1. Методические указания к выполнению контрольной работы 4.1.1. Темы контрольных работ по курсу «Банковское законодательство»
  4. §1.3. БАНКОВСКОЕ ПРАВО КАК РЕГУЛЯТОР ФОРМИРОВАНИЯМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСОКОЙ СИСТЕМЫ
  5. § 3. Попятив и основные направления контроляи надзора в сфере банковской деятельности
  6. § 1. Банковская деятельность как объект правового регулирования

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -


Банковское право - совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие впроцессе построения, функционирования иразвития банковской системы РФ, втом числе впроцессе регулирования банковской деятельности со стороны Банка России идругих органов государственной власти, атакже союзов иассоциаций кредитных организаций.
Банковское законодательство- это совокупность законодательных актов иотдельных нормативных предписаний, взаимодействующих между собой ирегламентирующих общественные отношения всфере банковской деятельности.
Банковское законодательство соответствует банковскому праву, является совокупностью правовых норм, регулирующих полномочия, обязанности и ответственность сторон в правоотношениях с участием банка.
Объектами, вотношении которых возникают банковские отношения, являются вещи, деньги, ценные бумаги, валютные ценности, атакже информация, подпадающая под действие режима банковской тайны.
Нормы банковского права находят свое закрепление в законодательстве.
Банковское право представляет собой в первую очередь структуру отношений между банками и их клиентами.
Банковское законодательство включает как нормы гражданского права, регулирующие банковские договоры, так и нормы административного права, с помощью которых осуществляется надзор за созданием и функционированием кредитных организаций.
Банковский надзор осуществляется на основе административных норм Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативных актов Банка России.
Банковское законодательство и банковское право - не тождественные понятия, однако банковское законодательство соответствует банковскому праву, это две стороны одного явления.
Банковское законодательство представляет, комплексную отрасль, в которой главным является не выделение основных отраслей, а, наоборот, интеграция их для той или иной сферы разумной деятельности, речь идет о единстве гражданско - правовых и административных отношений, складывающихся в процессе банковской деятельности.
Гражданско_- правовые нормы непосредственно выражают отношения между банком, иной кредитной организацией и клиентом.
Административные правила поведения регулируют отношения по надзору Банка России за созданием и деятельностью кредитных организаций.
Кредитная организация - это сторона, которая отвечает не только перед клиентом, но и перед Банком России. В процессе банковских операций одновременно возникают и горизонтальные (гражданско-правовое), и вертикальные (административное) правоотношения.
Различают общие и специальные источники банковского законодательства. К общим в первую очередь относятся нормы Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и т.д.
Специальное банковское законодательство включает: федеральные законы, непосредственно относящиеся к банковской деятельности: ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России); ФЗ «О банках и банковской деятельности»; ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; ФЗ «О ценных бумагах»; ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и т.д.
Важное место в системе банковского законодательства занимают нормативные акты Банка России, которые издаются в форме положений, инструкций, указаний, приказов, писем. Нормативные акты Банка России носят обязательный характер для всех, вступивших в правоотношения с банками.
В структуре нормативных актов Банка России особо следует выделить пруденциальные нормы (от англ. prudent - осмотрительный, благоразумный), которые направлены на осуществление банковского регулирования путем минимизации рисков, связанных с банковской деятельностью.
К пруденциальным нормам, установленным Банком России, можно отнести те нормативные акты, в которых устанавливаются требования в числовых выражениях.
Основные принципы эффективного банковского надзора выпущены Базельским комитетом по банковскому надзору и стали важнейшим международным стандартом пруденциального регулирования и надзора банковской деятельности.
Пруденциальному регулированию деятельности кредитных организаций в РФ посвящены большинство нормативных актов Банка России. Общим для всех этих нормативных актов является четкое определение для кредитных организаций пределов их деятельности, а также установлена соответствующая ответственность в случае нарушения обозначенных предписаний вплоть до отзыва лицензии. Отзыв лицензии по существу представляет собой принудительную ликвидацию кредитной организации, так как после отзыва лицензии банк не может осуществлять банковские операции.
Признаки публичности в банковской деятельности проявляется в действиях коммерческого банка в качестве особого субъекта налогового права, агента валютного контроля, условиях по депозитам и т.д.
Государства с древнейших времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров на основе традиций и обычаев своих народов.
Первый акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на Конференции американских государств, который действовал лишь в Латинской Америке - это Гаванская конвенция о договорах 1928 года
В 1968-1969 годах в Вене состоялась конференция, созванная в целях кодификации и прогрессивного развития права международных договоров. Результатом конференции явилась Венская конвенция о праве международных договоров (далее - Венская конвенция 1969 г.), которая вступила в силу в 1980 году (СССР в свое время присоединился к данной Конвенции в 1986 году). Между тем характерной особенностью XX - начала XXI столетия является то, что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов международного права принимают межгосударственные организации. Это, в свою очередь, способствует увеличению числа договоров с участием вышеназванных организаций. В 1986 году в Вене на международной конференции была принята Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (далее-Венская конвенция 1986 г.).
В 1978 году была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, кодифицировавшая соответствующие обычные международно-правовые нормы. Эта Конвенция вступила в силу 6 ноября 1996г. Под международным договором, как следует из Венской конвенции 1969 года и Венской конвенции 1986 года, понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования, которое может носить разные названия (например, конвенция, коммюнике, соглашение, собственно договор, хартия, устав, пакт, декларация, протокол, акт и т.д.) либо может быть без названия по результатам встречи принят документ.
Обязательного “языка договора” современное международное право не знает.
Венская конвенция о праве договоров 1969 года определила три стадии заключения договоров: принятие текста договора, установление аутентичности текста договора и выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора. Заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора.
Ратификация международного договора - это окончательное его утверждение высшим органом государства. В России ратификация осуществляется в форме федерального закона.
Рассмотрение Государственной Думой предложений о ратификации международных договоров осуществляется в соответствии с ее регламентом. Оно включает предварительное обсуждение в комитетах и комиссиях Государственной Думы, в том числе с участием уполномоченных соответственно Президентом и Правительством представителей. Возможны проведение парламентских слушаний, привлечение экспертов, создание необходимых комиссий. Особая роль в процессе предварительного обсуждения принадлежит комитетам по международным делам.
Кроме норм права международных договоров определенное значение имеют нормы национального права, устанавливающие внутригосударственный порядок заключения и обеспечения выполнения международных договоров.
Международный договор является основным инструментом правового регулирования международных отношений.

Совокупность нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к организации работы кредитных структур и правилам их сотрудничества с населением.

В документах определяются этапы лицензирования, значения финансовых коэффициентов, круг запрещенных и разрешенных операций, состав отчетности, направляемой в ЦБ РФ, и т.д. Законодательное регулирование помогает избежать злоупотреблений и противостоять развитию «серых» схем на банковском рынке.

Особенности нормативного регулирования работы банков

Нормативные акты, регулирующие деятельность кредитных организаций, можно разделить на три группы:

Законы общего действия

К их числу относится Конституция РФ, устанавливающая правовые основы на территории страны. Другие акты, принимаемые органами разного уровня власти, не могут противоречить ее положениям.

В ст. 71 Конституции указано, что российские власти уполномочены контролировать финансовый рынок, включая деятельность банков. В ст. 74 говорится, что на территории страны не могут устанавливаться границы, препятствующие свободному перемещению капиталов.

В ст. 75 обозначена одна из ключевых функций регулятора банковской системы ЦБ РФ. Указано, что он обязан обеспечивать стабильность национальной валюты — рубля. Согласно ст. 103, назначение и освобождение от должности руководителя Центробанка относится к полномочиям нижней палаты Парламента.

Другой нормативный акт общего действия — Гражданский Кодекс. Его вторая глава обозначает основания возникновения гражданских прав и способы их защиты, границы действия. Эти положения актуальны для любых видов сделок, в том числе и тех, которые совершаются с участием кредитных организаций.

Главы 44-46 Кодекса полностью посвящены регулированию банковской деятельности: вкладам и счетам, открываемым физическими и юридическими лицами, расчетам по платежным поручениям, инкассо, аккредитивам, чекам. Например, в ст. 857 ГК РФ указывается, какие сведения составляют банковскую тайну, в ст. 854 обозначаются основания для совершения операций со счета клиента.

Законы о банковской деятельности

Это нормативные акты, принимаемые на федеральном уровне, которые напрямую или косвенно касаются особенности деятельности банковских структур. Эти документы не могут противоречить Конституции и ГК РФ, но дополняют и расширяют их содержание.

Центральный правовой акт в этой группе — ФЗ 395-1, действующий с 1990 года. Он дает определение основных понятий, используемых в финансовой сфере: «банк», «небанковская кредитная организация», «вклад» и т.д. В нормативном акте обозначаются требования к размеру уставного капитала банковской структуры, к квалификации ее топ-менеджмента. Подробно описывается порядок регистрации, правила получения лицензии, возможные основания для ее отзыва, процедура реорганизации, ликвидации.

ФЗ-86, принятый в 2002 году, посвящен деятельности регулятора на банковском рынке — Банка России. В нем указываются его основные правомочия и обязанности, инструменты, которыми он может пользоваться при проведении денежно-кредитной политики, при регулировании деятельности коммерческих банковских структур.

Структура банковского законодательства:

1) Блок законов – законы, прямо относящиеся к работе банков:

    1. Федеральный закон о Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Данным законом устанавливается статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Введен в действие в 2002 г.

    2. Федеральный закон о банках и банковской деятельности. Данным законом обеспечивается правовое регулирование банковской деятельности. Введен в действие в 1990 г.

    3. Конституция РФ. Обеспечивает правовое регулирование деятельности банков. Введена в действие в 1993 г.

    4. Федеральный закон о Банке Развития. Устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок реорганизации и ликвидации банка развития - государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Введен в действие в 2007 г.

    5. Федеральный закон о выплатах Банка России по вкладам физических лиц. Устанавливает правовые, финансовые и организационные основы для осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках. Введен в действие в 2004 г.

    6. Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Введен в действие в 1999 г.

2) Блок законов – законы, обеспечивающие регулирование параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность:

    1. Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле. Обеспечивает реализацию единой государственной валютной политики, а также устойчивость валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Введен в действие в 2003 г.

    2. Федеральный закон о страховании вкладов физических лиц в банках РФ. Устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ. Введен в действие в 2003 г.

    3. Федеральный закон об ипотечных ценных бумагах. Регулирует отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг. Введен в действие в 2003 г.

3) Блок законов – законы всеобщего действия:

    1. Федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. Контролирует применение контрольно-кассовой техники. Введен в действие в 2003 г.

    2. Федеральный закон о рынке ценных бумаг. Регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента. Введен в действие в 1996 г.

  1. Внебалансовые операции банков

    операции по забалансовым счетам, не отражающиеся в балансе банка. К таким операциям относятсяинкассо ценных бумаг, хранение банковской отчетности и ценных бумаг, операции по хранению денег и ценностей (складские операции).

Забалансовые операции – операции, которые не являются не пассивными, не активными и не находят отражения в балансе:

Лизинговая операция.

Трастовые операции.

Факторинговые операции.

Консалтинговые операции.

Обмен валюты.

Охрана ценностей.

Выпуск и продажа кредитных карточек.

*Забалансовые операции – операции, которые комбанк выполняет не по собственной инициативе, а по поручению своих клиентов, получая за их выполнение комиссионные. Забалансовые операции делятся на следующие виды:

А. Расчетно-кассовое обслуживание

Банки обслуживают расчетные, текущие, карточные, чековые счета клиентов, т.е. зачисляют на них средства, списывают с них средства при проведении клиентом расчетов, выдают наличность со счетов и получают наличность, хранят и перевозят денежные средства.

Б. Трастовые операции комбанков .

*Трастовые операции – операции по доверительному распоряжению имуществом клиентов по их поручению. Объектами траста может быть любое имущество, находящееся в законном владении (нередко – и в залоге). В мире объектами траста выступают: предприятия, товары, недвижимость, денежные средства, ценные бумаги, валюта, имущественные права.

Трастовые операции могут быть следующих видов:

Купля-продажа активов и их хранение,

Представительство интересов доверителя в суде, совете директоров, на собрании акционеров...,

Распоряжение его доходом,

Инвестирование средств клиента, в том числе формирование портфеля ценных бумаг и его хранение,

Привлечение и погашение займов,

Эмиссия и первичное размещение ценных бумаг,

Погашение ценных бумаг,

Выплата и реинвестирование дивидендов (по просьбе акционера),

Учреждение, реорганизация и ликвидация фирм,

Передача собственности на имущество, - исполнение долговых обязательств эмитента за его счет и т.д.

Ведение банковских счетов клиента (например, доверитель может уполномочить банк как своего агента получать заработную плату, выплачивать долги, оплачивать личные расходы по мере их возникновения),

Временное управление фирмой при ее реорганизации, банкротстве.

По одному договору могут выполняться все из перечисленных или часть операций. В нашей стране для многих трастовых операций отсутствует законодательная база (например, для учреждения, реорганизации и банкротства фирм, временного управления фирмой), но отдельные операции выполняются.

В. Гарантийные операции комбанков . К гарантийным операциям комбанков относят поручительство и выдачу банковских гарантий.

 Поручительство.

*Поручительство – обязательство комбанка перед кредитором третьего лица (за которое поручаются) ответить за исполнение последним своих обязательств полностью или частично. Договор поручительства составляется только в письменной форме. Если должник не исполняет своего обязательства перед кредитором, то и поручитель, и должник отвечают по долгу солидарно (или субсидиарно, если это указано в договоре). *Субсидиарная ответственность – ответственность, дополнительная к ответственности основного должника, наступающая только после отказа должника оплатить свои обязательства, предусматривающая возможность указания поручителем конкретной суммы и регрессынх требований к основному должнику.

*Регрессные требования – требования субъекта, несущего дополнительную ответственность, к основному должнику по оплаченным первым обязательствам второго. *Солидарная ответственность – ответственность наряду с ответственностью основного должника, при которой требования об уплате долга могут быть предъявлены ко всем должникам сразу или к одному из должников отдельно (т.е. в том числе и к поручителю) по всей сумме долга или ее части. Перед должником, удовлетворившим требования кредитора, остальные должники отвечают в равных долях. В данном случае поручитель также имеет право обратного (регрессного) требования.

В договоре поручительства обязательно должно быть указано, кому оно дано, за кого и за исполнение какого обязательства. Поручительство может выдаваться за исполнение обязательств, срок оплаты которых уже наступил или наступит в будущем. Поручитель получает доход в виде комиссионных, которые зависят от вида ответственности. При поручительстве с субсидиарной ответственностью они составляют от 5% от величины оплаченных обязательств. При поручительстве с солидарной ответственностью поручителя комиссионные составляют от 5 до 30% (5% берутся, если должник сам выполнил свое обязательство, а 30%, если с кредитором расплатился комбанк).

 Банковская гарантия.

*Банковская гарантия - документ, который банк выдает по просьбе другого лица, в котором содержится обязательство уплатить кредитору этого лица определенную сумму денег по предъявлении кредитором письменного требования о ее уплате. Банк несет субсидиарную ответственность по обязательствам клиента. Банковская гарантия (а в РФ она может быть только банковской) выдается на конкретную сумму денег. Если банк уплатил за клиента кредитору, то он требует в порядке регресса возвращения уплаченной суммы.

Гарантия выдается за вознаграждение. Специфическими формами гарантии являются аваль и банковский акцепт.

*Факторинг (не менее часто встречается и название «факторинг») – переуступка поставщиком товаров требований по товарным сделкам факторинговой компании или банку с целью немедленного получения бОльшей части платежа при гарантированном погашении оставшейся части задолженности. Поскольку факторинг – это кредитная операция, то ее отнесение в учебниках к забалансовым операциям представляется спорным, более правильным будет отнести ее к активным операциям, тем более, что взаимоотношения банка и продавца регулируются договором кредитования под уступку денежного требования. Факторинг бывает двух видов: открытый и закрытый. При открытом факторинге покупатель уведомляется о переуступке требования банку,поэтому платеж сразу осуществляется банку (как на схеме). При закрытом факторинге покупатель о переуступке требований к нему не уведомляется, поэтому он переводит деньги поставщику, а он перечисляет их комбанку в счет погашения факторингового кредита вместе с процентами за кредит и комиссионными. Обычно банк заранее (до возникновения потребности в переуступке) заключает договор с покупателем (о гарантировании ему его платежей в случае возникновения трудностей или с продавцом и покупателем одновременно о переуступке неоплаченных в срок платежных документом. Переуступка требований покупателя к продавцу банком, которому уступили это требование, не допускается.

Д. Обмен валюты.

Е. Консалтинг (информирование клиентов о состоянии и перспективах развития отраслей экономики, о конъюнктуре различных сегментов рынка, наиболее выгодных направлениях и способах инвестирования средств...). Консалтингом занимается аналитический отдел. Такие отделы существуют только в солидных банках

Понравилась статья? Поделитесь ей