Контакты

Виды проектов. Общие основы проектирования в производственной деятельности человека. Виды проектов Проектирование как вид целенаправленной человеческой деятельности

Создание новых предметов и новых объектов обусловлены по-требностями человека. Проектирование как вид деятельности используют во всех сферах жизни: строительстве, бизнесе, из-готовлении одежды, предметов интерьера и т.п. Следовательно, каждый технологический процесс предусматривает создание про-екта. Спроектированные изделия могут иметь разные формы, должны удовлетворять фантазии и потребности людей, которые пользуются ними. Такие изделия должны соответствовать своему назначению, современным стандартам и требованиям.

На предприятиях для создания красивых, полезных и качест-венных изделий в разработке проекта принимает участие боль-шое количество специалистов - дизайнеры, конструкторы, тех-нологи, врачи, экономисты и др.

Рис. 126. Творческая работа дизайнеров и конструкторов

Проектирование изделия состоит из таких этапов:

  • Определение назначения будущего изделия.
  • Определение требований к будущему изделию.
  • Анализ возможных вариантов моделей изделия.
  • Разработка эскиза будущего изделия.
  • Выполнение расчетов, уточнение формы и конструкции из-делия.
  • Создание рабочей документации.

Проектирование (с лат. projectus - заранее придуманный замысел) - процесс создания проекта будущего объекта и способов его изготовления.

«Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА 2.2. Разработка продукта и выбор...»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА

И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека

2.2. Разработка продукта и выбор технологического процесса в производственной сфере

2.3. Проектирование услуг и выбор процесса обслуживания

2.4. Управление качеством производства и обслуживания

2.5. Ускоренная разработка продукта

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека Понятие «проектирование», как и понятие «проект», не имеет однозначного толкования. Достаточно четко прослеживаются два подхода к определению понятия «проектирование»: инженерный подход и бизнесподход. Инженерный подход связывает проектирование с процессом создания новых объектов и технологических процессов. Бизнес-подход рассматривает процесс проектирования более широко и включает в себя инженерный подход как составную часть .

Существует более 30 определений понятия «проектирование». Дадим краткую характеристику лишь некоторых из них.

Проектирование - это:

Отыскание компонентов какой-либо физической структуры (Александер);

Целенаправленная деятельность по решению задач (Арчер);

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека

Принятие решений в случае неопределенности с тяжелыми последствиями в случае ошибки (Азимов);



Моделирование предполагаемых действий до их осуществления, повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в конечном результате (Буккер);

Определяющий фактор для тех частей изделия, которые вступают в контакт с людьми (Фарр);

Произведение изделия в соответствии с обстановкой при максимальном учете всех требований (Грегори);

Осуществление очень сложного акта интуиции (Джонс);

Оптимальное удовлетворение суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий (Мэтчетт);

Выявление и разрешение конфликтов в многомерных ситуациях (Мэтчетт);

Вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего (Пейдж);

Творческая деятельность, которая вызывает к жизни нечто новое и полезное, чего ранее не существовало (Ризуик);

Процесс создания модели оптимального качества для несуществующего изделия или явления (Коновалов).

Из приведенных определений видно, что Александер, Фарр и Грегори исповедуют инженерный подход при определении процесса проектирования. Все остальные авторы придают термину «проектирование»

более широкую смысловую нагрузку.

Различают методы коллективного и индивидуального поиска проектных решений, некоторые из них могу быть реализованы с применением информационных технологий. Наиболее распространенным методом коллективного творчества является метод мозговой атаки.

Отбирается группа для генерации идей;

Вводится правило, запрещающее критиковатьлюбую идею, какой бы абсурдной она ни казалась;

Ставится задача получения максимального количества идей;

Участники должны пытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, полученные другими;

Идеи фиксируются и оцениваются.

60 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА При проведении сеанса мозговой атаки наблюдается цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву: за 15–30 минут генерируется 50–150 идей, в то время как при индивидуальной работе - только 10–20 идей.

Метод мозговой атаки универсален. Он может применяться при решении технических проблем, при решении бизнес-проблем, при планировании военных операций, расследовании преступлений и т. д.

1. Эффективное число участников 5–12 человек. При числе участников менее пяти не всегда выполняются ключевые функции инновационного менеджмента. При числе участников более 12 практически теряется управляемость процесса. Оптимальное число членов команды семь человек.

2. Создаются две подгруппы: ядро («профессионалы») и временные члены («чайники»). «Чайники» могут стать генераторами нестандартных идей, а «профессионалы» не пропустят неверное решение.

3. При реализации метода «прямой» мозговой атаки, когда происходит поиск решения, не допускается участие скептиков и критиканов.

Наоборот, при реализации метода «обратной» мозговой атаки (при оценке проекта) весьма желательна конструктивная критика.

4. Обязательно участие специалистов из смежных отраслей деятельности.

5. Желательно участие женщин. Практика показывает, что в присутствии женщин у мужчин возрастает результативность интеллектуальной деятельности.

6. Желательно участие «людей со стороны» («свежая кровь»).

7. Приветствуется непринужденная обстановка: фантазии, шутки, смех.

8. Полная продолжительность сеанса не более 1,5–2 часов. Связано это с утомляемостью человеческого мозга.

9. Проблему желательно ставить за 2–3 дня до проведения сеанса, чтобы включилось «подкорковое мышление».

10. Из психологических соображений нельзя проводить заседание в кабинете директора.

11. Результативность атаки повышается, если заранее будет объявлено о награде (гонораре).

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека В основе фундаментального метода Мэтчетта лежит системный подход. Цель метода - научиться понимать и контролировать свой образ мыслей и соотносить его со всеми аспектами проектной ситуации.

В частной школе Мэтчетта (Великобритания) проходят подготовку специалисты ведущих компаний мира самого различного спектра профессиональной деятельности. Как правило, после прохождения курса обучения результативность специалистов резко возрастает.

Технология обучения является закрытой по двум причинам:

а) коммерческая тайна;

б) в процессе обучения используются психологические методы воздействия, что небезопасно для здоровья человека при их неправильном применении.

Специалистов обучают освоению следующих режимов мышления:

Мышление стратегическими схемами;

Мышление в параллельных плоскостях;

Мышление «образами»;

Мышление в основных элементах.

Цель метода исследование потребителей.- собрать информацию, известную только потребителям данного класса изделий или систем. Различают три разновидности применения метода: интервью потребителей, анкетный опрос, исследование поведения потребителей.

При проведении устного опроса (интервью потребителей) принципиально важно:

Получить разрешение на проведение интервью у опрашиваемого, его непосредственного начальника и руководителя предприятия;

Побудить человека ответить на поставленные вами вопросы;

Организовать течение беседы в нужном направлении;

Из полученной информации сделать соответствующие выводы.

При проведении анкетного (письменного) опроса необходимо иметь в виду, что точность полученной информации находится в квадратичной зависимости от количества респондентов.

Определить объекты и категорию опрашиваемых лиц;

Составить и распространить пробную анкету (~ 10 экземпляров);

62 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

По результатам ответов на пробную анкету составить и распространить массовым тиражом основную анкету;

Провести статистическую обработку информации.

Исследование поведения потребителей проводят в случае проектирования, производства и продажи сложных объектов и систем, реакция на использование которых труднопрогнозируема. Например, автомобилестроительные компании создают опытные образцы новых моделей автомобилей и тестируют их на потенциальных покупателях.

По результатам тестирования вносятся соответствующие коррективы в конструкцию серийных моделей автомобилей.

Метод поиска границ - это скорее экспериментальный, чем логический метод. Цель метода - найти пределы, в которых лежат приемлемые решения. Поиском границ целесообразно заниматься фирме, которая рассчитывает занять ключевые позиции на рынке и на 1–2 года обойти конкурентов, либо фирме с независимым финансированием.

При реализации метода используется следующая последовательность действий:

Определить полное описание основных требований, предъявляемых к объекту или системе:

Максимально точно определить интервал значений, в котором заключена неопределенность;

Создать действующую модель, позволяющую регулировать основные параметры в интервале неопределенности;

Провести эксплуатационные испытания объекта или системы.

Например: определение верхнего и нижнего размеров классной доски;

определение толщины ножек стула, изготавливаемого из полимерного материала. В перечисленных примерах в неявной форме присутствует такой параметр, как комфорт, рассчитать который практически невозможно.

Цель кумулятивной стратегии Пейджа - аккумуляция ресурсов в одном направлении; исключение необходимости разрабатывать плохие проекты.

Вероятность достижения поставленных целей проекта во многом зависит от количества вариантов предлагаемых проектных решений. Если предложен только один вариант решения, то статистика показывает, что вероятность благоприятного исхода - 60%; два варианта решения - 80%;

три варианта решения - 90% и т. д. Однако следует помнить о том, что чем больше вариантов, тем больше расходов будет нести заказчик проекта. Отсюда следует вывод о том, что в определенный момент времени необходимо сделать экспертную оценку преимуществ и недостатков

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека предлагаемых вариантов, выбрать к дальнейшей проработке один из них, направив на его реализацию все имеющиеся в наличии ресурсы.

Последовательность действий при применении кумулятивной стратегии Пейджа:

Определяются существенные цели проекта;

Устанавливаются критерии, позволяющие однозначно судить о приемлемости проектного решения;

Проводятся испытания с отбраковкой проектных вариантов;

Все силы сосредоточиваются на выбранном проектном решении.

Следует отметить, что кумулятивная стратегия Пейджа в основных позициях хорошо согласуется с системной технологией вмешательства.

Кумулятивная стратегия Пейджа удачно реализована при создании единого европейского самолета (компания Airbus). После Второй мировой войны ни одна страна Европы была не в состоянии составить конкуренцию США (Boeing). Путем объединения ресурсов нескольких стран удалось создать компанию, разрабатывающую и производящую самолеты мирового уровня.

Сущностью функционально-стоимостного анализа.является проведение анализа для оценки функций объекта или системы и снижения всех излишних затрат.

Метод реализуется в такой последовательности:

Определяются функции элементов изделия или системы;

Оценивается стоимость выполнения каждой функции;

Выявляются «недостающие», «лишние» функции и функции с чрезмерными затратами на реализацию;

Включаются элементы с нужными функциями, исключаются элементы с ненужными функциями и выбираются наиболее рациональные решения элементов с чрезмерными затратами;

Внедряются результаты функционально-стоимостного анализа (ФСА).

При проектировании новых изделий и технологий;

При модернизации освоенных в производстве изделий;

При реконструкции фирм;

При снижении затрат основного и вспомогательного производства, сырья, топлива, материалов и энергии;

Для экономии людских ресурсов.

64 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА Метод ФСА активно применялся в нашей стране в масштабах Министерства электротехнической промышленности с 1977 г. При проведении ФСА следует помнить, что основные элементы (функции), составляющие 5% от общего числа элементов, имеют долю в общей стоимости системы, равную 75%. Именно на эту группу элементов и необходимо в первую очередь обратить внимание.

Погрешность итоговой калькуляции при проведении ФСА должна быть на порядок меньше объема снижения себестоимости.

Характерные ошибки при проведении ФСА: слабое привлечение специалистов других служб; отвлечение на одну из первых идей; получение избытка или недостатка информации.

Метод эвристических приемов.нашел широкое применение при проектировании технических объектов. Эвристический прием содержит краткое предписание или указание, «как преобразовать имеющийся прототип» или «в каком направлении нужно искать». Основные эвристические приемы (табл. 2.1) систематизированы в группы.

Таблица 2.1 Группы и число эвристических приемов

–  –  –

Метод морфологического анализа и синтеза проектных решений разработан швейцарским астрономом Ф. Цвики в 30-х гг. прошлого столетия.

Метод основан на комбинаторике и заключается в следующем:

Выбирается группа основных признаков рассматриваемого объекта или системы;

Для каждого признака выбирается множество альтернативных вариантов;

Комбинируя варианты, получают множество решений.

Примеры использования метода: проектирование нового вида бизнеса, проектирование индивидуального строительства и др.

2.1. Проектирование как вид творческой деятельности человека Эффективность применения метода повышается при использовании компьютерных технологий.

Различают пять методов исследования структуры проблемы: матрица взаимодействий, сеть взаимодействий и трансформация системы, проектирование нововведений путем смещения границ, проектирование новых функций.

Матрица взаимодействий обеспечивает систематический поиск взаимосвязей элементов в рамках данной проблемы. Примером матрицы взаимодействий может быть описание основных функций, выполняемых подразделениями или отдельными сотрудниками предприятия, анализ матрицы взаимодействий позволяет выявить скрытые резервы.

Сеть взаимодействий - это матрица взаимодействий, изображенная в виде графа, блок-схемы, поточной схемы. Примером сети взаимодействий может быть схема организационной структуры управления предприятием. Для описания бизнес-процессов и построения сетей взаимодействия созданы специальные алгоритмы и языки программирования, например ARIS.

Трансформация системы - это определение новых типов компонентов системы, которые способны ликвидировать ее недостатки. Примером может быть внедрение системы автоматизированного управления предприятием.

Проектирование нововведений путем смещения границ можно рассмотреть на примере создания судна на подводных крыльях: крылья, традиционно используемые для полета, применили для перемещения в воде.

Наибольшую сложность представляет проектирование новых функций. Цель применения метода - создание радикально новой конструкции или системы, способной привести к новым моделям поведения и спроса.

Примерами могут быть: создание персонального компьютера, сотового телефона, частные полеты в космос и др.

При реализации метода переключения стратегии используется такая последовательность действий:

1. Приступить к работе по стратегии, которая соответствует поставленной задаче.

2. Действуя в соответствии со стратегией, записывать спонтанные мысли.

66 Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТА И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

3. Проанализировать каждую спонтанную мысль на предмет ее приемлемости в проекте.

4. Сопоставить направления, в которых идут плановая стратегия и спонтанные мысли.

5. Оценить, нельзя ли их взаимно увязать с целью усиления.

Метод переключения стратегии был успешно применен при создании принципиально нового устройства для чтения слепых, основанного на преобразовании изображения в звук с использованием сканера и компьютера.

Системотехнический подход.к проектированию позволяет добиться внутренней совместимости между элементами системы и внешней совместимости между системой и окружающей средой.

При реализации системотехнического подхода применяется иерархия задач проектирования, например:

Уровень общественных групп (в частности, проектирование городского хозяйства в целом);

Уровень производственных систем (в частности, проектирование предприятия);

Уровень подсистем (в частности, проектирование дорог);

Уровень объектов (в частности, проектирование конкретного здания).

Системотехнический подход необходимо применять также при проектировании систем «человек - машина». В этом случае принципиально важными вопросами являются: определение функций, которые возлагаются на людей и на машины; определение необходимых методов обучения, вспомогательных устройств, конструкций средств коммуникаций между человеком и машиной; обеспечение совместимости между человеком, машиной и средой.

Связь процесса проектирования с другими видами человеческой деятельности представлена графически на рис. 2.1.

Из рисунка следует, что проектирование является сложным видом деятельности и находится на перекрестке различных путей: от достижений науки через технические дисциплины (слева направо); от возможностей производства через достижения технологии (справа налево); от политики через социологию, психологию и экономику (сверху вниз); от искусства через техническую эстетику и архитектуру

Регистрационный No 94–0603 ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ Инструкция по применению Учреждения-разработчики: Белорусский государственный медицинский университет, Витеб...» _специальности_ (специальности/профессии) 38.02.07 "Банковское дело"_углубленная _подготовка _. (код и наименование специальности или профессии) Авторы: _ ученая...»

Проектирование — очень разнообразная и неоднозначная сфера деятельности, влекущая множество вопросов для специалистов разных областей. В данной статье мы рассмотрим проектирование, как вид деятельности, с учетом авторских прав.

Чтобы не возвращаться к написанному ранее, отметим, что проектирование, как вид деятельности, затрагивает многих участников процесса. Прочитать, проанализировать и даже изучить некоторые наши рекомендации, задевающие проектирование со всех сторон, в том числе с точки зрения правого аспекта, можно в «Энциклопедии строительства». Кроме того, на сайте есть специальная рубрика «Проектирование», где собраны все информационные материалы, начиная от обычаев делового оборота в области проектирования, заканчивая взаимоотношениями между сторонами договора подряда, с учётом действующего законодательства РФ.

Проектирование как вид деятельности имеет очень важное значение для строителей, так как от качества проекта зависит эффективность работы будущего объекта строительства. Строительство может быть капитальным, когда происходит создание, реконструкция или расширение действующих производственных, промышленных, офисных, спортивных, торговых, коммерческих и других зданий и сооружений. А может быть — некапитальным, с меньшими денежными вложениями, не предусматривающее различные виды общестроительных работ. Как правило, проектирование, как вид деятельности, включает в себя целый комплекс мероприятий, а также пакет технической и экономической документации. Поэтому проектированию того или иного объекта капитального или некапитального строительства предшествует технико-экономическое обоснование (ТЭО) и расчеты.

Расчеты — это не только сметы, но еще схемы, чертежи, графические изображения, на которых отображен будущий объект строительства, в соответствии с технико-экономическим обоснованием. Кроме того, проектирование, как вид деятельности нуждается в документальном обосновании, то есть пока не будут собраны все документы, подтверждающие целесообразность и эффективность намеченного строительства, проект не будет утвержден.

В связи с чем сразу же рассмотрим, проектирование, как вид деятельности, с правовой точки зрения. В процессе проектирования важны три составляющие:

  • подрядные отношения, возникающие между заказчиком и проектировщиком, результатом которых будет являться материальный объект (или материальный носитель) - то есть полностью разработанная проектная документация;
  • авторские отношения между заказчиком и автором чертежей, в результате чего появляется интеллектуальный объект, охраняемый авторским правом (рисунок, чертеж, модель и т.д.);
  • права собственности к заказчику проектной документации переходят в определенное время и в определенном объеме прав. Например, если не передать исключительные права на документацию, то заказчик не будет являться законным владельцем проекта, и не сможет совершить с ним никаких действий.

Проектирование как вид деятельности нуждается в грамотных услугах по ведению авторского надзора. Обратившись в нашу компанию, вы получите точные расчётные, экономические, технические, эксплуатационные показатели по строительству капитальных и некапитальных объектов. Сразу заметим, что самым трудным участком проектирования считается проектирование промышленного предприятия. В таком проекте, помимо всего вышеуказанного необходимо установить номенклатуру выпускаемой продукции, рассчитать производственную мощность промышленного предприятия, обследовать участок строительства, определить технологию производства, провести расчеты сырьевой, топливной и энергетической базы, проанализировать техническую оснащенность проектируемого предприятия, с учетом экономических показателей, условиями и сроками эксплуатации сооружаемого промышленного объекта.

О том, как происходит проектирование промышленных предприятий вы можете узнать на этом сайте или у наших специалистов по телефону 209-09-40! Звоните! Мы найдем оптимальные проектные решения для каждой вашей задумки!

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Е. Росляков

Кафедра связи с общественностью Институт менеджмента и экономики Омский государственный университет путей сообщения пр. Маркса, 35, Омск, Россия, 644046

В статье рассматривается роль методологии в осмыслении и организации процессов проектирования. Анализируются понятия проектов и программ. Обосновывается важность введения дву-мерности программирования и комплексирования полидисциплинарной деятельности в ходе реализации проектных задач.

Ключевые слова: проектирование, деятельностный смысл, методология, формирующая сфера, комплексирование.

Распространение компьютерных технологий и интерактивных форм связи избавило мир от многих прежних проблем в политической, экономической, культурной сферах, но породило новые. Растущая важность информации создает принципиально новые возможности. «Объем быстро переданной информации рассматривается как нечто ценное само по себе, независимо от содержания и целей» . Ничем не оправданная уверенность, что технологическое совершенство может автоматически решить общественные проблемы, провоцирует безответственное отношение к острым социальным конфликтам, беспечность приводит к необратимым природным катаклизмам.

Сегодняшние информационные приоритеты возникли в соответствии с общими тенденциями общественного развития и меняющимися ценностями. С тех пор как в 20-30 гг. ХХ в. появляется идея перманентного проектирования, она однозначно определяет направленность не на проект как таковой, а на процесс проектирования, который предполагает параллельное развертывание работ, направленных на непосредственное осуществление нововведений, и любой форсаж здесь целесообразен всегда ровно настолько, насколько это продиктовано эффективностью самого проекта, его социальной или коммерческой пользой для ближайшего или относительно недалекого будущего.

Латинское prolicto переводится как «бросаю вперед», «держу перед собой», а projectum буквально означает «брошенный вперед». Современное понятие «проект» сохранило следы древнего значения. Когда говорят о проекте, то имеют в виду мыслительную конструкцию какого-нибудь изменения, которое заранее спланировано и в принципе может быть осуществлено. Такая конструкция способна предстать моделью, прототипом, прообразом неких материализированных действий, и сейчас сфера применения проектирования расширила свои границы уже настолько, что касается буквально всех сторон человеческой жизнедеятельности .

Индивидуальное проектирование практически заменяет все остальные его виды. Причем проектируются не только личная судьба, перспективы жизненного

роста и т.д., но и среда, в которой та или иная перспектива будет более полно и удачно реализована, что нередко снимает постановку вопроса об общей, коллективной, социальной целесообразности.

Альтернативу подобным проектам может составить практика Московского методологического кружка (ММК), которая сосредоточена на процессе проектирования и способах осуществления проектных идей. На заседании этого кружка проектирование осмысливается как особый вид деятельности. Была разработана план-карта научных исследований, которая должна обеспечивать функционирование и развитие проектной деятельности. Предложены концепция и программа социального и социокультурного оформления проектирования. Актуализируя категорию «мышление», которая получила подробную разработку в трудах Г.П. Щед-ровицкого, члены кружка рассматривали вопросы, связанные с методологией и наукой, на основе их сравнительно-функционального анализа .

Официально работы по принципиально новым направлениям в проектировании были начаты в 1964 г., когда начала действовать лаборатория во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) по теории и методологии дизайна. Лаборатории поручили разработку методологической, теоретической и стратегической основы для социокультурного и организационного оформления проектирования в Советском Союзе. По мнению С.В. Наумова, «дальнейшую историю развития проектирования (с середины 60-х годов по настоящее время) можно рассматривать как результат взаимодействия трех этих достаточно автономных каналов развития» . Речь идет о межпрофессиональном проектировании, проектировании в отдельных областях и методологии.

Разумеется, подобного рода работы велись постоянно и во всех странах, но они носили принципиально локальный характер как в отношении территории, так и в отношении дисциплинарной сферы. Учетом даже сопредельных пространств и научных сфер, тем более глобальными масштабами в пространственно-территориальном смысле и в области мышления никто себя не занимал. Наумов констатирует: «Ситуация в области проектирования во многом напоминала современную ситуацию в области программирования; несмотря на массовый выпуск проективной документации в различных профессиональных сферах и областях... методологические характеристики содержания проектов и проектной деятельности отсутствовали, повсеместное вторжение проектных идей, проектных методов работы не было осознано как принципиальное, кардинально изменяющее средства и методы мышления и деятельности в различных областях» . Были объективные причины отсутствия актуальности. Время глобальности тогда еще не пришло.

Разработка проблем проектирования оказалась весьма плодотворной для сферы методологии: «анализ проектировочных способов мышления позволил начать разработку проектного подхода как дающего принципиально новую форму организации мышления. Это новая форма в социокультурном плане противопоставлялась форме организации естественно-научного мышления» . Аналогичные мысли можно найти и у А.Г. Раппапорта, который также отмечал, что методологический стиль мышления стал характеризоваться как объединяющий исследовательские и проектные формы мышления .

Инженерная идеология проникла в сферу управления общественными процессами, что привело к попыткам искусственно-технически формировать общественные отношения. Производство знания становится индустриальной задачей, и этот предмет выпадает из привычной сферы мышления . Возникла необходимость осознать, что в общей теории деятельности, с одной стороны, проектирование рассматривается как одна из форм деятельности, с другой стороны, проектирование может предлагать формирование теоретических представлений о самой сфере деятельности. Становится ясным, что представление о сфере деятельности относится к числу нормативных методологических направлений, оно не является изображением профессиональной сферы, например, профессиональной сферы проектирования. Оно может быть использовано лишь в качестве одного из методологических средств, позволяющих разработать проект и программу этой профессиональной сферы.

Разработки по сферной организации деятельности позволили выделить основные процессы полной сферной организации, как воспроизводство, производство, функционирование, развитие и организацию (т.е. руководство, управление). Из этого следует: чтобы проектирование существовало как сфера, программы и проекты должны быть реализованы. Результат должен предстать как сделанная вещь, ставшая материальной силой во всех пяти сферных процессах. Связывая все воедино, Наумов заключает, что такая сфера проектирования не организована до сих пор, поскольку отсутствует плацдарм практического мыследействования, хотя в коммуникативных и теоретических формах она вполне фиксируется. Если исходить из того факта, что производство не может находиться только в коммуникативных и мыслительных формах, то методология, формировавшая сферу проектирования и не имевшая практического плацдарма, не могла организовать сферу проектирования . Можно сказать, что сегодня сфера проектирования существует в мышлении и деятельности проектировщиков только как формирующая сфера, реальной практикующей силой она еще не стала.

Кроме того, Наумов обратил внимание на очень важное обстоятельство. Понятия программы и проекта, программирования и проектирования, проекта и программы чаще всего употребляются как синонимы. Однако если поставить вопрос о развитии средств организационно-управляющей деятельности, то указанные понятия специфицируются и приобретают разные функции, что и определяет необходимость специальных теоретических и методологических разработок. Исходное различение программ и проектов усматривается в традиционной функции проекта, которая обязательно задает представление о конечном результате деятельности. Программа же ориентирована на представление о самом процессе деятельности. Отсюда вопрос: может ли программа быть спроектирована? Оказывается, может. Результатом такого двойного использования проектного подхода являются планы , однозначно направленные на материализацию программ, что становится принципиальным моментом для различия и спецификации.

Программно-проектная деятельность предполагает организационно-управленческую, проектировочную и методологическую активность человека. Факти-

чески это означает, что сфера методологии является третьим обязательным участником в тех ситуациях, когда может быть поставлен вопрос о сопоставлении программ и проектов. Необходимость разграничить понятия программы и проекта возникает, если они претендуют на одни и те же функции. Подобная ситуация стала возможной только недавно, с возникновением ответной экспансии проектирования в сферу организационно-управленческой деятельности и с момента становления организационного проектирования. Или, иначе говоря, на фоне превращения проектирования вещи в проектирование систем деятельности. Именно тогда у термина «проект» появляется второе значение, «проектом начинают называть большие целевые системы организации работ (в военной промышленности, в космических разработках, в здравоохранении, экологии и т.д.)» . Любая организационно-управленческая деятельность отсылает к необходимости разработки и составления планов, рассчитанных на определенный результат.

Эта схема претерпевает серьезные усложнения в зависимости от того, насколько и какие именно более или менее самостоятельные аспекты вовлечены в единый организационный процесс. Если к односложным организационным задачам так или иначе применимы фиксированные принципы, правила, распоряжения и директивы, то в сложносочетаемых программах, особенно если вовлекаются междисциплинарные тенденции неоднозначных ситуаций, где невозможно предвидеть конечные результаты, жесткие установки не только не оправдывают ожидания, но и вредны с точки зрения социальной безопасности, так как срабатывают против социального заказа. В этом контексте практика организации на основе программ может быть, например, противопоставлена практике организации на основе планов. Невозможность использования планов при неопределенности ситуации управления очевидна и, по-видимому, на сегодняшний день достаточно осознана специалистами. Плановая форма организации требует не только жесткого задания конечных результатов деятельности, но и средств, последовательности действий, сроков их осуществления, ресурсного обеспечения и т.д. Проект, направленный на реализацию будущего, предлагает тождественность объекта организационного действия для проектирования и программирования.

Методология ММК разворачивает идеи перманентного проектирования в двух направлениях: 1) объектом проектирования выступает система деятельности, а не конкретная вещь; 2) фиксируется появление в рамках проектного процесса инородных видов работ (к примеру, по анализу ситуации, прогнозированию, выработке стратегии и т.д.), которые скорее выступают как средства, способы осуществления заданных целей. В связи с этим ММК стал интересоваться проблемой «центрации», которая подчеркивала потребность в соорганизованности разнородных систем деятельности по отношению к центральной деятельности проектирования.

Формирование сферы проектирования остро ставит вопрос о взаимодействии с управленцами и методологами. Работы в этом случае посвящаются важнейшим содержательным темам анализа ситуации, постановки и решения проблемы. Они предваряют любую проективную деятельность, которая в стадию осуществ-

ления перерастает лишь после перехода от проблемы к задачам. Именно в такой ситуации ММК в качестве средства глобальной организации проблемоориентированных систем деятельности предлагает программы. Организационно-деятельностные игры по определенной программе как раз и означают форму активного и результативного взаимодействия методологов, проектировщиков и управленцев. Сохранение проективного подхода происходит за счет ограничения области его применения. Задаются отдельные функции спецификации для проектирования, программирования, прогнозирования, сценирования и так далее.

Программирование обеспечивает развитие за счет искусственной, технической работы с проблемой. Его представляют как процесс определенного типа, технологию которого Наумов предлагает структурировать в виде пяти единиц: анализ ситуации, тематизация, целеполагание, постановка и решение задач, проблемати-зация. Достойна внимания и его мысль о том, что программирование разворачивается сразу по двум осям времени: горизонтальной и вертикальной. В горизонтальном направлении происходит параллельное движение упомянутых пяти конвейерных лент. По вертикальной оси осуществляется переброс материала с ленты на ленту: цели переводятся в задачи или проблемы, описание ситуации - в формулировки целей и т.д. . Другими словами, идет формирование дивергентных линий, которые устанавливают обратную связь и тем самым создают возможность не линейного, а двумерного представления. Если на основе линейного принципа организации получается два варианта технологий, то на основе двумерного можно апеллировать ко всем пяти направления.

Очевидно, что линейные процессы не могут обеспечить столь необходимыми обратными связями результаты деятельности ни с предыдущими, ни с прогнозирующими процессами. В этой связи обязательным становится различие программ и проектирования. Проектирование приравнивается к целевому программированию. Учет разного рода действительности, представленной в пяти технологических единицах, требует создания весьма сложной системы, что и можно обозначить как программу. При сопоставлении проектирования и программирования одним из дисциплинарных моментов методология ММК считает именно данный пункт: программирование работает с принципиально разнородными действительностями. Везде, где удается «гомогенизировать» действительность, мы вправе рассчитывать на применение проектного подхода.

Двумерное программирование избавляет от проблемы «линеаризации» и делает действие активно работающим процессом. Уход от упрощения и схематизации задает операциональное содержание технологической единицы, что позволяет использовать способы системного подхода. Отсюда принципиально новое содержание приобретают такие понятия, как «задача», «цель», «проблема», «программа», которые предстают процессуальными. Однако здесь подстерегает и опасность «дурной бесконечности» - надо определиться с вопросом о времени прекращения процесса программирования, реально знать то, насколько и чем именно цель определена. Считается, что чем динамичнее ситуация, тем менее определенным должны быть средства организации.

Таким образом, серьезное и рассчитанное на ясный результат двумерное программирование требует учета максимального числа индивидуальных особенностей, без чего в современных условиях само понятие программирования теряет смысл. Исходя из этого его основным содержанием становится комплексирование, которое должно дать качественно новый тип знания и качественно новую форму организации междисциплинарной деятельности. Установка на комплексирование обязательно предлагает перестройку традиционных структур предметно-профессиональной деятельности .

Введение понятия комплексирования является знаковым в искусстве проектирования. Оно вводит в поле осмысления особое состояние знаниевого комплекса. Это не простая систематизация знаний, которая, конечно же, не обеспечивает комплексность представления. Предметно-профессиональный подход противостоит комплексности подхода как полиморфного, междисциплинарного. Основная причина такого противопоставления видится не в соотношении части целого, а в том, что профессиональное сознание не включает в программные цели анализа действительности собственной деятельности. В этой связи не лишне вспомнить высказывание Г.П. Щедровицкого по поводу современной профессиональной культуры, в которой представления о самой профессиональной деятельности отсутствуют. Профессиональная и предметная подготовка не обеспечивает способности «видеть» свою деятельность, не создают средств для осуществления адекватной рефлексии самой деятельности, предметное содержание практически отвлекает и элиминирует ее .

Комплексированию подлежат не представления и знания, а те средства, способы и методы, с помощью которых они приобретаются. Источником же самих деятельностных представлений является методология. Отсюда следует, что от комплексной организации зависит не только судьба проектирования как формы деятельности, но и самого проекта.

ЛИТЕРАТУРА

Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. - Стокгольм, СПб., 2004.

Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: БРЭ, 2003.

Наумов С.В. Представления о программах и программировании в контексте методологической работы // Методология вчера, сегодня, завтра. Т. 2. - М., 2005.

Попов С.В. Методология организации общественных изменений // Методология вчера, сегодня, завтра. Т. 2. - М., 2005.

Раппапорт А.Г. Проектирование без прототипов // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). - М., 1975.

Рац М.В., Ойзерман М.Т. Размышления об инновациях // Методология вчера, сегодня, завтра. Т. 2. - М., 2005.

Щедровицкий Г.П. Педагогика свободы // Методология вчера, сегодня, завтра. Т. 2. - М., 2005.

PROJECT PLANNING AS A TYPE OF ACTIVITY

Public Relations Chair The Institute of Management and Economics Omsk State Communication Lines University

Marx ave., 35, Omsk, Russia, 644046

The axis of the publication is the role of methodology as a factor promoting the understanding and organization of project planning processes. The notions of projects and programs are analyzed. The rationale for the relevant introduction of the two-dimensional array of programming and polydisciplinary activity complex in the course of project tasks implementation is provided.

Key words: project planning, activity-related meaning, methodology, formative sphere, complex introduction.

Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т

. –– Казань, 2004. – 212с.

Введение

Динамика изменения требований общественного производства к специалисту диктует необходимость формирования у него творческого подхода при использовании профессиональных умений и навыков. Решение этой проблемы требует смещать акцент в обучении с усвоения готовых знаний на развитие нестандартного мышления, творческих способностей и качеств личности. Последнее возможно при переходе от репродуктивно–информационного обучения, которому присуща дисциплинарная модель обучения, к продуктивно-творческому с проектно-созидательной моделью.

Технология вариативного проектирования, которая ныне становится универсальной компонентой современной инженерной деятельности в различных сферах, требует эффективного творческого самовыражения, состоящего в генерировании рациональных вариантов проектного решения. Процесс проектирования только тогда результативен, когда проектировщику присуща ориентация на новизну, стремление выйти за рамки известных концепций. Но для этого специалист должен обладать творческим интеллектом, признаками которого служат: гибкость ума, широта мышления, целеустремленность, самостоятельность и критичность. Указанные признаки формируются в процессе воспитания творческой личности.

Воспитание творческой личности требует от преподавателя понимания методологических и психолого-педагогических аспектов учебной, научно-исследовательской и трудовой деятельности, логики учебных действий по развитию продуктивных способностей личности. Преподавателю необходимо понимание сущности и закономерностей деятельности специалиста, которого он готовит, так и сущности и логики собственной профессионально-педагогической деятельности по подготовке и воспитанию такого специалиста.

Таким образом, преподаватель должен обладать методологической культурой, позволяющей ему ориентироваться, понимать и управлять деятельностью, преобразовывать ее в целях более эффективной реализации стоящих перед ним задач.

Преподаватель должен быть готов к любым изменениям. Прогнозируют, что вступающим в жизнь молодым преподавателям в течение профессиональной карьеры придется принять и потом отказаться от 2–3 образовательных парадигм. Поэтому все большее значение приобретает такое качество личности преподавателя как открытость инновациям. Он должен уметь проектировать учебный процесс в условиях быстрых изменений. Эта работа, которой присуща высокая степень неопределенности и новизны, требует анализа предшествующей деятельности, выявления проблем, постановки и конкретизации новых целей, выбора эффективных способов их достижения, а также корректной оценки результатов.

Начало формы

Умения прогнозировать, планировать, проектировать свою деятельность являются одними из важнейших профессионально значимых умений преподавателя. Их необходимо целенаправленно формировать и развивать. Проектирование, по мнению О.С. Газмана, – комплексная деятельность, обладающая признаками автодидактизма. Участники проектирования как бы автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально–политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которые требует жизнь. Участие в проектировании ставит жизнь людей в позицию творца новых условий жизни. Данное учебное пособие нацелено на формирование проектной культуры преподавателя технического вуза.

Глава I. Проектирование в технических и социальных системах

Вводимые понятия

Краткое введение

Деятельность Планирование Прогнозирование Предвидение Программирование Проектирование Инженерное проектирование Виды проектирования Методы проектирования Системотехническое проектирование Социотехническое проектирование Социальное проектирование Социальные технологии

В данной главе рассматриваются проектирование как универсальная целенаправленная человеческая деятельность и как профессиональная деятельность, ее основные виды – техническое, системотехническое, социотехническое, социальное. Раскрываются общие и специальные характеристики проектирования. Наша цель: раскрыть сущность проектирования как универсальной деятельности, ее виды, содержание, методы для того, чтобы вы смогли: осознать значение проектирования и возможности его использования в различных видах деятельности.

1.1. Проектирование как вид целенаправленной человеческой деятельности

1.1.1. Формы информации о будущем

Существуют различные формы информации о будущем. Различаете ли Вы их? Какие из них вы используете?

Получение информации о будущем – предвидение – разделяется на научное и ненаучное (интуитивное, обыденное, религиозное) (см. рис. 1.1).

Научное предвидение основано на знании закономерностей развития природы, общества, мышления, интуитивное – на предчувствиях человека, религиозное – на вере. Предвидение выражается в двух формах – предсказания и предуказания.

Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояния решений проблем будущего.

Предуказание связано собственно с решением этих проблем с использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности и общества.

Предсказание выливается в формы предчувствия, предвосхищения, предугадывания, прогнозирования.

Предчувствие (простое предвосхищение) содержит информацию о будущем на уровне интуиции – подсознания. Предугадывание (сложное предвосхищение) несет информацию о будущем на основе жизненного опыта, догадки о будущем, не основанные на научных исследованиях.

Прогнозирование должно означать специальное научное исследование, предметом которого являются перспективы развития явления. Прогнозирование выступает в формах целеполагания, планирования, программирования, проектирования.

Целеполагание – это установление идеально предположенного результата деятельности.

Планирование – проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных условиях, средствах, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности.

Программирование – установление основных положений, которые затем развертываются в планирование, либо последовательности конкретных мероприятий по реализации планов.

Проектирование – создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ.

Рис. 1.1.

1.1.2. Планирование и конструирование как универсальная деятельность

Самыми универсальными целями человеческой деятельности являются создание чего–либо и перестройка сделанного. Они пронизывают все виды человеческой деятельности. Универсальной деятельностью является планирование и конструирование – любая целенаправленная деятельность но решению конкретной (ситуативной) задачи.

Планировать – значит организовывать некоторые действия, которые должны быть выполнены в будущем. Выработка плана подсказывается нуждами и устремлениями или несовершенством существующих систем, требующих изменений. В этом смысле – конструировать – значит формировать план или схему работы, представлять и организовывать, размышлять. Держать план в голове – значит иметь в виду цель, намерение, систему или решение, отвечающее важным потребностям.

Проектирование – это создание идеального описания будущего объекта, предшествующее его реализации. Методология проектирования в последние десятилетия получила большое развитие, впитав в себя совокупность процедур постановки задачи, генерации вариантов, выбора, оптимизации, принятия решений и других. В настоящее время общепризнанно, что почти любая преобразующая и(или) созидательная деятельность человека может и должна опираться на методологию проектирования или ее отдельные процедуры.

В настоящее время любая научно–исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов. Проекты разрабатываются практически во всех сферах деятельности. Перед необходимостью преобразовывать ситуации, создавать искусственные объекты и структуры, разрабатывать алгоритмы действий, планировать этапы достижения определенных целей стоит любой человек! По существу мы проектируем всякий раз, когда разрабатываем способы превращения данной ситуации в другую, более приемлемую.

"
Понравилась статья? Поделитесь ей