Контакты

Естественной монополией следует считать. Естественная монополия. Виды монополий по сроку существования

В экономической теории существует немало различных терминов. Однако самым емким из них является То, насколько корректно употребление этого термина и каково его смысловое значение в том или ином случае, зависит непосредственно от контекста. Это связано с различной трактовкой данного понятия.

Сущность термина

Слово «монополия» в переводе с греческого означает «моно» - один и «полио» - продаю. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. При этом полностью отсутствует конкуренция или больше никем не выпускаются аналогичные товары или услуги.

Первые монополии в истории человечества были созданы благодаря санкциям государства. Правительством принимались законы, дающие привилегированное право какой-либо фирме торговать тем или иным товаром. Однако термин «монополия» имеет достаточно много определений. По одной из версий, это определенное состояние рынка, когда государству или организации дано исключительное право вести на нем хозяйственную деятельность. При этом монополист, при отсутствии конкуренции, сам определяет стоимость своего товара или весьма существенно влияет на политику ценообразования. Такое определение термина является качественной характеристикой рынка.

Основные признаки монополии

Эксперты выделяют следующие ситуации, которые свидетельствуют о наличии единственной хозяйствующей фирмы:

  • присутствие одного или очень крупного продавца;
  • наличие продукции, не имеющей конкурентных аналогов;
  • существование высоких пороговых критериев для входа новых предприятий в аналогичный сегмент рынка.

Существуют и иные трактовки, применяемые к термину «монополия». Например, это понятие может означать отдельную компанию, для которой характерен приоритет в управлении определенным рыночным сегментом.

Варианты трактовок

Термин «монополия» понимается как:

  • состояние либо рынка, либо одного из его сегментов, на котором присутствует только один игрок;
  • единственная фирма, которая производит и реализует созданные ею товары;
  • рынок с присутствующим на нем единственным предприятием-лидером.

Уникальность той или иной компании определяется по многим критериям. Однако самым основным из них является уровень конкуренции. Он должен быть либо достаточно низким, либо отсутствовать вовсе.

Классификация

Существуют различные виды монополий. Однако их классификация носит весьма условный характер. Это объясняется тем, что некоторые формы монополий могут одновременно принадлежать к нескольким их видам. Итак, выделяют:

  • естественную монополию, когда хозяйствующий субъект занимает привилегированное положение на рынке;
  • чистую монополию, когда существует единственный поставщик определенного или товаров;
  • конгломерат - это несколько субъектов разнородного типа, но взаимно финансово интегрированных (примером в России может служить ЗАО «Газметалл»);
  • закрытую монополию, у которой имеется защита от конкуренции в виде юридических ограничений, патентов и авторских прав;
  • открытую монополию, которая отличается тем, что на рынке существует единственный поставщик продукта, не имеющий специальной защиты от конкуренции.

Кроме вышеперечисленных существуют и другие виды монополий. Рассмотрим некоторые из типов данного явления.

Естественная монополия

Нередко на рынке возникает такая ситуация, когда спрос на какой-либо конкретный товар удовлетворяется одной или несколькими компаниями. В таком случае возникает естественная монополия. Ее причины кроются в особенностях обслуживания потребителей и технологического процесса.

В любом государстве нашей планеты существуют естественные монополии. Примеры тому - телефонные услуги, энергообеспечение, транспорт и т.д.

Естественные монополии работают также в сфере:

  • транспортировки нефтепродуктов, газа и нефти по трубопроводам магистрального значения;
  • услуг по обеспечению населения общедоступной почтовой и электрической связью.

Возьмем, к примеру, электроэнергетику. Здесь также существует естественная монополия. Примеры в России - это 700 существующих ТЭЦ, ГРЭС и ГЭС, которые были объединены в РАО «ЕЭС Россия». Компания образовалась в 1992 году, когда из состава находящихся в территориальном подчинении АО-энерго были выведены пятьдесят самых новейших электростанций. На сегодняшний день РАО «ЕЭС Россия» владеет всей сетью линий электропередач в стране.

Газовую промышленность также не обошла естественная монополия. Примеры в России - это восемь объединений по а также тринадцать транспортных региональных предприятий по его транспортировке, объединенных в РАО «Газпром». На долю этой компании приходится четвертая часть всех поступлений в государственный бюджет.

ОАО «Газпром» осуществляет 56% поставок в Восточную и 21% - в Западную Европу. Есть у него активы и за рубежом, которые являются долями в компаниях, владеющих газораспределительными и газотранспортными системами.

Естественным монополистом в России является железнодорожная отрасль. Доля путевого хозяйства ОАО РЖД, а также грузооборота составляет 80% всех перевозок по стране. Велик удельный вес и пассажиропотока. Он составляет 41%.

Существуют и другие естественные монополии в России. Примеры тому - ОАО «Роснефть», ОАО «Ростелеком» и т.д.

Примеры монополии в мире естественного вида несколько отличаются от российских. В законодательных актах западных стран употребляются такие термины, как:

  • публичная служба;
  • служба, необходимая всем;
  • сетевая служба и т.п.

Так, в Великобритании нет юридического закрепления термина «естественные монополии». Примеры обществ, которые «необходимы всем», касаются железнодорожных структур, передачи и распределения электроэнергии, водоснабжения и канализации. А во Франции термин «естественные монополии» закреплен понятием «коммерческие и промышленные публичные службы». Это организации, работающие в сфере связи, железнодорожных перевозок и снабжения электроэнергией.

Естественной монополией в Германии является такая ситуация, когда одна компания способна удовлетворить спрос на рынке, предоставив товар или услугу с низкой, но в то же время обеспечивающая нормальный уровень рентабельности ценой. Это касается трубопроводного и железнодорожного транспорта.

Искусственная монополия

Это понятие весьма емкое. По мнению некоторых экспертов, естественная монополия, описанная выше, является одним из подвидов монополии экономической (искусственной). В этом случае речь идет о таких компаниях, которые смогли завоевать лидирующее положение на рынке.

Каким образом возникает искусственная монополия? Примеры появления главенствующих предприятий указывают на вероятность двух путей достижения цели. Первый из них кроется в успешном развитии производства, а также в концентрации капитала, и, как следствие, в увеличении масштабов деятельности. Второй путь является более быстрым. Его основой служит централизация капитала, то есть добровольное объединение или поглощение обанкротившихся организаций. При этом масса мелких и средних предприятий превращается в более крупное. Возникает искусственная монополия. Она охватывает определенный сегмент рынка сбыта и не имеет конкурентов.

В настоящее время широкое распространение получили искусственные монополии. Примеры таких объединений - это концерны, тресты, синдикаты и картели. Каждый предприниматель стремится к завоеванию монополистического положения. Оно позволяет устранить целый ряд рисков и проблем, связанных с конкурентами, а также занять на рынке привилегированную позицию. При этом монополист способен оказывать влияние на прочих участников рынка и навязывать им свои условия.

Создание искусственной монополии может происходить и другим путем. Государство своими законодательными актами способно предоставить право выпуска продукции или оказания услуг только одному предприятию. Таким образом также возникают искусственные монополии. Примеры тому есть в большинстве стран мира. Это организации, основанные на государственных преференциях. Пример в России - компания «Мосгортранс». Она обеспечивает столицу наземным транспортом. При этом власть не дает разрешения работы на рынке другим перевозчикам, ее конкурентам.

Государственная монополия

Ее создание осуществляется с помощи законодательных барьеров. В правовых документах определяются товарные границы субъекта монополии и формы контроля над ним. При этом одним компаниям предоставляется исключительное право на осуществление того или иного рода деятельности. Эти организации являются государственными. Они находятся в подчинении главков, министерств и т.д. Государственная монополия группирует предприятия одной отрасли. Это приводит к отсутствию конкуренции на рынке сбыта.

Существуют в России. Примеры деятельности, регулируемой законодательными актами, приведены ниже. В них входит:

  • деятельность, которая связана с оборотом психотропных и наркотических средств;
  • работа в сфере военно-технического регулирования;
  • эмиссия наличных денег и организация их обращения на территории России;
  • клеймение и опробирование изделий из драгоценных металлов;
  • производство и оборот этилового спирта;
  • экспорт и импорт отдельных товаров.

Где же особенно ярко проявляется государственная монополия? Примеры использования административной власти можно увидеть в различных сферах. Это Банк России. Он обладает монополией на организацию, обращение и эмиссию наличных денег. Такое право дано ему законодательными актами.

В области здравоохранения также существует государственная монополия. Примеры касаются производства лекарств. Так, монопольными правами обладает ФГУП «Московский эндокринный завод». Он производит препараты, которые используются в различных сферах здравоохранения. Это психиатрия и гинекология, эндокринология и офтальмология.

В космической отрасли также есть государственная монополия. В России примеры касаются различных объектов данной сферы, самый яркий из них - это космодром «Байконур».

Чистая монополия

Иногда на рынке возникает ситуация, когда в потребительской сфере возникает новая компания, предлагающая вновь созданный продукт, не имеющий аналогов. Это и есть чистая монополия. Примеры таких ситуаций в настоящее время малочисленны. Сегодня это явление довольно редкое. Чаще между собой конкурируют сразу несколько фирм. В настоящее время, как правило, только при поддержке государства может существовать чистая монополия. Примеры при этом могут быть приведены только по субъектам, предлагающим свою продукцию на местных ранках. Самый простой из них, когда фирма диктует потребителям свою цену. Однако стоимость услуг или товаров чистых монополий может находиться под контролем государства. При этом такие субъекты хозяйствования будут защищены от вступления в сферу их деятельности других продавцов государственными законодательными актами.

Типичным примером чистой монополии может служить деятельность компании «Алюминиум Компани» (США). В 1945 г. этой фирмой полностью контролировалась добыча бокситов в Америке. Это является основным сырьем для производства алюминия.

Яркий пример чистой монополии в России - местные фирмы по электро-, газоснабжению населенных пунктов. Кроме того, это компании, содержащие водопроводные сети. Коммунальные службы являются наиболее удачными примерами таких субъектов хозяйствования во всем мире.

Открытая монополия

На рынке может возникнуть ситуация, когда какая-либо компания начинает выпуск абсолютно нового товара. Но в отличие от чистой монополии, государство не защищает ее от возможных конкурентов. В таком случае возникает открытая монополия, которую можно отнести к одному из видов монополии чистой. Какой-то промежуток времени фирма является единственным поставщиком нового товара. Конкуренты таких компаний появляются на рынке несколько позже.

Если приводить примеры открытой монополии, то стоит вспомнить компанию Apple, которая первой предложила потребителю технологию тач.

Двусторонние монополии

Иногда на рынке возникает ситуация, когда товар предлагает единственный продавец, а спрос существует от единственного покупателя. Это и есть двусторонняя монополия. В такой ситуации покупатель и продавец знают друг друга. При этом они проводят куплю-продажу готовой продукции под строгим ценовым контролем. Примеры двусторонней монополии касаются таких ситуаций, когда фирма реализует свой товар государству. Это и покупка оружия Министерством обороны, и противостояние единого профсоюза какому-либо одному работодателю.

Заключение

Классификация монополий носит условный характер. Некоторые компании весьма сложно отнести к тому или иному типу хозяйствующих субъектов. Многие из них имеют принадлежность сразу к нескольким видам различных монополий. Примером тому могут служить субъекты хозяйствования, обслуживающие телефонные сети. Сюда же относятся газовые и электрические компании. Все они имеют признаки не только естественной, но и закрытой монополии. Примеры могут касаться и других сфер деятельности.

Однако нередко положение субъекта хозяйствования кардинально меняется. Так, имеющиеся преимущества естественных монополий не являются их неотъемлемой стороной. Положение на рынке таких субъектов хозяйствования может претерпеть изменения при разработке новейших технологий конкурентами. Не является устойчивым и положение закрытых монополий. Все данные им льготы и привилегии могут быть отменены вновь введенными законодательными актами.

Для рассмотрения данного вопроса необходимо понимать, что собой представляет «естественная монополия», для начала охарактеризуем непосредственно само понятие «монополия». Монополией называется концентрация всего объёма отраслевого предложения у одного продавца, реализующего уникальный продукт .

Возникновение монополий по экономическим причинам обусловлено различиями в эффективности функционирования различных производителей товаров и услуг. Если какая-то компания в состоянии поддерживать уровень удельных издержек ниже, чем у всех остальных потенциальных производителей, и при этом обеспечить потребности рынка, она, в конечном итоге, становиться единственным производителем и, таким образом, монополистом. Возникновение монополий может быть связано также с политическими причинами, в частности, с наделением компаний теми или иными привилегиями. В этом случае доминирование на рынке обусловливается не столько характеристиками эффективности, сколько данными привилегиями и вытекающими из них ограничениями для остальных участников рынка.

Выделяется понятие «естественные монополии», то есть монополии, существование которых связано с некими «естественными» природными и технологическими факторами. В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 19.07.1995г., понятие естественной монополии определяется как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

Функционирование естественных монополий в различных сферах экономической деятельности. В соответствии с законодательством РФ деятельность субъектов естественных монополий регулируется в следующих сферах:

транспортировка газа по трубопроводам;

услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

эксплуатация главных сооружений по очистке воды, магистральных трубопроводов и системы водопроводов;

захоронение радиоактивных отходов.

Функционирование всех естественных монополий связано с созданием и поддержанием в работоспособном состоянии больших инфраструктурных объектов. При этом эффект масштаба создает существенные ограничения для входа на, такого рода, рынки новых участников.

Возникновение естественных монополий связано с индустриальным освоением пространства и высокой эффективностью специфических способов масштабного перемещения в пространстве определенных товаров. К примеру, Электроэнергию невозможно в промышленных масштабах передавать иначе, чем через электрические сети; газ, несмотря на постепенное распространение технологий сжижения, по-прежнему эффективнее транспортировать по газопроводам; железная дорога, в большинстве случаев, не имеет конкурентов в перевозках массовых и высокотоннажных грузов на большие расстояния.

В этой связи необходимо различать технологический и хозяйственный аспекты функционирования естественных монополий. В технологическом плане магистральные электрические сети, магистральные нефте- и газопроводы, железные дороги и аэропорты представляют собой естественно-монопольные сетевые и инфраструктурные системы. Инфраструктурные системы огромного масштаба, сформированные в течение десятилетий, как правило, не имеют себе альтернативы. Именно эти масштабные технологические системы, в силу своей уникальности, являются объективным источником монополии. В то же время естественно-монопольные сетевые и инфраструктурные системы сами по себе являются источником монопольных воздействий не по отношению к потребителям электроэнергии, газа и транспортных услуг, а по отношении к их производителям. Действительно, производитель электроэнергии, газа или транспортных услуг не в состоянии удовлетворить спрос потребителя без использования соответствующих инфраструктурных объектов. Таким образом, в случае гипотетической автономности (взаимной независимости), производители перечисленных выше товаров и услуг являются потенциальными объектами монопольного поведения естественно-монопольных сетевых и инфраструктурных систем.

Разрешение этого противоречия в течение многих десятилетий во всех странах состояло в хозяйственном объединении производства данных продуктов и услуг и инфраструктурного обеспечения их доставки до конечного потребителя. Таким образом, вертикально-интегрированные компании (ВИК-и) в сфере естественных монополий представляют собой один из наиболее распространенных способов согласования экономических интересов инфраструктурных объектов и компаний, предоставляющих услуги конечным потребителям. Кроме того, объединение производства и средств доставки в одну корпорацию существенно повышает гибкость и надежность всей системы, снимает проблему внешних эффектов (экстерналий).

Однако итогом такого рода объединения становятся хозяйственные монополии, которые становятся монополиями по отношению к конечному потребителю. В России такого рода монопольными хозяйствующими субъектами являются РАО «ЕЭС», РАО «Газпром», РАО «РЖД». Монопольный характер этих субъектов рынка определяется наличием в их составе естественно-монопольных инфраструктурных объектов, именно поэтому перечисленные выше монополии называются естественными.

Выделяя понятие «естественная монополия» из категории «монополия», мы, тем самым, указываем на проблему эффективного функционирования естественной монополии с точки зрения общества, не решаемую рыночным саморегулированием, когда субъект экономики имеет достаточно свободы в выборе своего экономического поведения. Субъекты естественных монополий имеют уникальную природу происхождения, отличную от какого-либо другого субъекта хозяйствования. Именно поэтому необходимо выделить все возможные причины возникновения естественных монополий, которые можно разбить по трем группам:

  • 1. Фундаментальные причины:
  • 1.1. Особенности технологии являются основополагающей причиной существования естественных монополий в современной экономике, поскольку предполагается наличие энергозатратной технологической базы у предприятий естественных монополистов, без которой невозможен цикл производства, доставки товара или услуги до конечных потребителей.
  • 1.2. Положительная отдача от масштаба характерна для всех монополий и возникает по мере роста выпускаемой продукции, что приводит к сокращению издержек производства. В естественно - монопольных отраслях данная причина проявляется более отчетливо.
  • 1.3. Субаддитивность издержек (характеризует издержки, величина которых для одной фирмы меньше, чем для двух и более, при заданном положительном уровне производства), является логичным следствием технологического состояния отрасли, в которой оптимальное производство возможно только при наличии одного производителя. Появление двух или более компаний в отрасли вызовет неоправданный рост издержек.
  • 1.4. Уникальность продукции , произведенной естественными монополиями, заключается в их высоких потребительских свойствах и невозможностью замены на другие товары или услуги (низкая эластичность спроса).
  • 1.5. Экономия на разнообразии выпускаемой продукции характерна для таких отраслей, как электроэнергетика (ТЭЦ), железнодорожные перевозки (грузоперевозки, перевозка пассажиров и перевозка баллистических ракет для оборонных целей), телефонные услуги (использование в качестве интернет - канала), поскольку именно в этих отраслях производство основного продукта или услуги сопряжено с выпуском сопутствующих товаров.
  • 2. Организационные и ситуационные причины:
  • 2.1. Вертикальная интеграция деятельности при наличии сетевых структур. Основными плюсами данной организации деятельности являются: повышение эффективности производства, через оптимизацию технологической цепочки компаний - участников вертикально-интегрированной системы; усиление конкурентной позиции как ВИК в целом, так и ее отдельных бизнес-единиц; концентрация и ускорение воспроизводства корпоративного капитала; снижение трансакционных издержек при заключении сделок между хозяйствующими субъектами, входящими в единую интегрированную структуру.
  • 2.2. Факторы (институциональные, материально-технические, организационные) формирующие рыночную ситуацию. Данная причина характерна не только для естественных монополий, но и для всего спектра экономических субъектов, поскольку представляет собой совокупность причин, формирующих способ производства.
  • 2.3. Наличие секрета или патента играло большую роль в период формирования и становления естественных монополий, как субъектов экономических отношений, но с появлением и развитием новых технологий и совершенствованием законодательной базы данная причина снизила свою роль, хотя сохраняет частичное значение и в современной экономике.
  • 3. Национальная безопасность (учет национальных экономических и политических интересов страны):

Наличие этой причины в системе причин возникновения естественных монополий носит специфический характер и имеет отношение только к определенным экономическим системам, желающим контролировать свою национальную экономическую безопасность. Не секрет, что естественные монополии представляют собой стратегические предприятия, на которые возложены задачи по поддержанию безопасности, внешнеполитических целей и сохранению единого экономического пространства. Исходя из целей сохранения национальной экономической безопасности, целесообразно иметь в ряде отраслей монопольные компании, подконтрольные государству, не отдавая их в сферу конкурентных отношений, способных подорвать государственные интересы .

В экономике РФ и многих других стран мира значительную роль играют естественные монополии. Эти предприятия чаще всего представлены масштабными бизнесами, являющимися ведущими в своём сегменте. Они имеют возможность осваивать крупные рынки, включая зарубежные, становиться носителями уникальных технологий. В чём специфика формирования естественных монополий? Какую роль они могут играть в экономике государства?

Что понимается под естественной монополией?

Естественная монополия - это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка. Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии. Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат - выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.

К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний. Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль. В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.

Классификация

Естественная монополия - предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей. Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа - принадлежность к той или иной сфере экономики. В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов.

Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, - то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами. Следующий критерий классификации естественных монополий - организационно-правовая форма. Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.

Причины возникновения естественных монополий

С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.

Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.

Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России - высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий - явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.

Ещё один механизм формирования естественных монополий - наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.

Какие в РФ есть естественные монополии?

Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике. К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».

Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.

Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа. Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее.

Реестры монополий

Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.

Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти. Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа. Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба.

Государственные контракты

Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий. В этом смысле в интересах предприятия - как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.

Роль естественных монополий на рынке

Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами. Следовательно, естественная монополия - это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик. Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения - важнейшей социальной задачи. Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило. Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа.

Иногда услуги естественных монополий настолько востребованы, что у фирм соответствующего типа нет проблем с выручкой и рентабельностью. В этом случае вмешательство государства в деятельность предприятий может быть сведено к минимуму. Главное, чтобы фирма своевременно исполняла свои обязательства перед бюджетом страны. Говоря о роли государства в работе естественных монополий, полезно будет более подробно рассмотреть аспект регулирования деятельности предприятий рассматриваемого типа.

Регулирование монополий

Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников - отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа. Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство. Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям.

Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий - правоприменительная практика. Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка. Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами.

Например, работа предприятий соответствующего типа может перестать удовлетворять объективным критериям конкурентоспособности, когда выпускаемая им продукция начинает уступать в качестве зарубежной, вследствие чего её всё труднее становится продавать за рубежом. Следовательно, снижается валютная выручка государства, уменьшаются поступления в бюджет. Государство может быть заинтересовано в скорейшем стимулировании необходимой модернизации производства своих монополий или тех, которые принадлежат частным лицам, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

Помощь монополиям от государства

Активность компетентных органов власти в части регулирования деятельности монополий может быть связана с необходимостью защиты национального рынка от развёртывания, в свою очередь, зарубежных монополий. Соответствующего типа бизнесы в других странах, как и в России, могут иметь большие финансовые возможности, иметь доступ к уникальным ресурсам, позволяющим обеспечивать присутствие на большом количестве национальных рынков.

В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий. Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части. Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах.

Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов. Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией. Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.

Отметим, что для государства может быть существенно более предпочтительным лидерство компаний, зарегистрированных в нём, а не зарубежных в том или ином сегменте. Это связано, прежде всего, с тем, что выручка от бизнеса фирмы, имеющей прописку в конкретной стране, с высокой вероятностью будет оставаться в ней же. Это, в свою очередь, способствует общей капитализации экономики. Зарубежные фирмы часто стремятся как можно более оперативно выводить выручку за пределы государства, хотя даже при этом могут перечислять существенные объёмы налоговых платежей в бюджет страны, в которой работают.

Резюме

Итак, естественные монополии в России являются значительной частью национального хозяйства. Во многом это обусловлено тем, что крупнейшие предприятия соответствующего типа были основаны в СССР в условиях отсутствия рыночной конкуренции, изначально имели лидирующее положение на рынке и доступ к тем ресурсам, которые были недоступны потенциальным конкурентам. РЖД, «Почта России», «Газпром» - каждая из этих корпораций, основанных в СССР, может быть рассмотрена как естественная монополия. Примеры фирм соответствующего типа, безусловно, есть и во многих других отраслях. Естественные монополии - субъекты бизнеса, которые являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями. Поэтому государство заинтересовано в стабильности их работы и в меру возможностей содействует этому. Вместе с тем в ряде случаев власти могут осуществлять вмешательство в деятельность естественных монополий в силу необходимости модернизации того или иного сегмента рынка.

Предприятия, о которых идёт речь, с одной стороны, являются мощной опорой экономики, поскольку аккумулируют в себе значительные объёмы капиталов, обладают способностью инвестировать в различные инновационные производства и становиться конкурентоспособными на международной арене. А это способствует повышению инвестиционной привлекательности национального хозяйства страны в целом. С другой стороны, отсутствие конкуренций в тех сегментах рынка, в которых естественные монополии ведут деятельность, может привести к формированию консервативных приоритетов у менеджеров соответствующих бизнесов, как следствие - к противоположному результату, когда конкурентоспособность продукции снижается. Поэтому властям страны важно осуществлять мониторинг тех процессов, что происходят в сфере естественных монополий, и содействовать их эффективному развитию, соблюдая баланс между интересами государства и частных инвесторов.

Евгений Маляр

Bsadsensedinamick

# Бизнес-словарь

Примеры естественных монополий в России

Транспортировка нефти и газа, РЖД, ЖКХ, аэропорты, вокзалы – это одни из многих примеров естественных монополий в РФ

Навигация по статье

  • Монополия как форма рыночного доминирования
  • Классические способы монопольного захвата рынка
  • Чем отличается естественная монополия от искусственной
  • Причины возникновения естественной монополии и ее роль в национальной экономике
  • Роль естественных монополий в экономике России
  • Правовой статус субъектов естественной монополии
  • Ценообразование при естественной монополии
  • Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России
  • Кто регулирует естественные монополии
  • Регулирование естественных транспортных монополий
  • Ответственность естественных монополий
  • Процедура банкротства естественной монополии

Монополией называется ситуация на рынке, при которой некий коммерческий продукт предлагается только одним субъектом хозяйственной деятельности. В статье будет рассмотрена естественная форма этого явления.

Монополия как форма рыночного доминирования

Отсутствие конкуренции – заветная мечта любого предпринимателя или руководителя предприятия. Без соперников можно полностью контролировать рынок и устанавливать максимальные цены, по которым потребитель вынужден приобретать продукцию. Термин «монополия» образован двумя греческими словами, вместе означающими «торгую один».

Классические способы монопольного захвата рынка

Доминирующее положение предприятие может занять несколькими способами. Рассмотрим каждый из них.

Производство нового уникального продукта, освоить аналоги которого конкурентам пока не удалось. Такая ситуация практически всегда является временной. Ее описывает понятие «открытой монополии». Отсутствие конкуренции обусловлено чаще всего технологическим отрывом, который соперники постараются преодолеть как можно скорее.

Достижение высочайшей эффективности производства, позволяющей предлагать товар по крайне низким ценам. Примеров вытеснения с рынка конкурентов таким методом в истории много.

Чистая монополия характеризуется присутствием на рынке единственного поставщика коммерческого продукта (товара или услуги).

Создание конгломератов и концернов. Несколько крупных производителей объединяют свои финансовые ресурсы и создают такое состояние рынка, при котором могут диктовать свои условия менее мощным конкурентам. Типичным приемом достижения этой цели считается овладение одновременно несколькими обширными потребительскими секторами (например, установление контроля над производством автомобилей и железнодорожными перевозками).

Формирование картелей. Несколько монополистических субъектов согласовывают между собой ценовую политику. Государственные органы регулирования практически всех стран активно борются с этим видом сговора, ограничивающего свободу торговли (в США с 1890 года). В Российской Федерации действует антимонопольное законодательство, фактически запрещающее картели (ст. 178 УК РФ).

Предоставление властями исключительных прав отдельным субъектам хозяйствования. Отличительные черты административной монополии – направленные действия государства по ограничению конкуренции и подчинение бюджетным структурам (министерствам, управлениям, главкам и пр.).

Теперь, разобравшись в природе явления можно понять, что такое естественная монополия.

Чем отличается естественная монополия от искусственной

В случае с естественной монополией этого в большинстве случаев не происходит по причине отсутствия альтернативы и низкой эластичности спроса. Соответствие спроса предложению для критических товаров не работает. Однако все равно возникают негативные последствия: фактически государство не справляется со своими функциями по обеспечению доступности жизненно важных для населения услуг и продуктов.

Примером является ситуация с ЖКХ в некоторых постсоветских странах, где тарифы на природный газ и теплоснабжение достигли критических уровней. Побочным эффектом становится кризис неплатежей, только усугубляющий стагнацию отрасли.

При решении этой проблемы государственные регулирующие органы применяют следующие методы:

  1. Установление разных цен для основных категорий потребителей. Промышленные предприятия платят за энергоносители с учетом нормы прибыли, а население покрывает только минимальные издержки.
  2. Производство естественной монополией двух и более видов продукции с компенсацией убытков от одних из них за счет других.
  3. Установление пиковых цен. Естественные монополии применяют этот метод, если их продукт характеризуется хронологической неравномерностью спроса. Его смысл в том, чтобы расходы на расширение производственных возможностей оплачивали наиболее активные потребители. Примером могут служит повышенные тарифы на электроэнергию, если абонент её тратит больше установленного месячного лимита.
  4. Установление цен на основе усредненной потребительской корзины. В целом метод привязан к уровню инфляции и обеспечивает затраты населения на приобретение жизненно важного продукта в пределах определенного процента статистического дохода.
  5. Регулирование по предельной норме прибыли. Это означает, что естественный монополист не может зарабатывать на каждую вложенную денежную единицу больше. чем ему позволяет государство.

Последний описанный метод широко используется в США, и именно в этой стране выявлены его системные пороки. В частности, речь идет об «эффекте Аверча-Джонсона», то есть в искусственном завышении сумм издержек за счет неоправданного раздувания затратной части бюджета.

К тому же монополисты идут на другие уловки, позволяющие обходить ограничения: используют чрезмерно капиталоемкое оборудование, приобретают его по завышенным ценам, вводят особые стандарты надежности (с двойным-тройным запасом) и так далее.

В результате этих затрат эффективность не увеличивается, но они часто позволяют «отмыть» часть израсходованных средств.

Кроме описанных ценовых, существуют также методы неценового регулирования:

  1. Обязательная сертификация и стандартизация продукта естественной монополии. Эта мера вынуждает производителя придерживаться строгих качественных критериев.
  2. Обязательные регулярные аудиторские проверки на предмет возможного нарушения финансовой дисциплины.
  3. Выделение из крупной компании, являющейся естественным монополистом, самостоятельной структуры, специализирующейся на данном стратегически важном продукте.
  4. Ведение отдельного бухучета по направлению, соответствующему профилю естественно-монопольной деятельности.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России

В российском правовом поле естественные монополии обязаны регулироваться государством. Механизм функционирования федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль, включает направления, описанные далее.

Ценовое регулирование. Этот метод описан ранее. На практике он состоит в установлении предельных размеров цен и тарифов. Реформирование системы ЖКХ и других социально значимых сфер потребления, может приводить к дисбалансу между расходами и платежеспособностью населения.

Неценовое регулирование подразумевает выявление групп потребителей, которым в любом случае необходимо обеспечить доступ к продуктам естественных монополий в полном или хотя бы частичном достаточном объеме. При этом должна учитываться реальная ситуация, возникшая на рынке товаров и услуг.

Фундаментальные задачи и основные проблемы государственного регулирования состоят в создании условий, при которых будет гарантирована экономическая безопасность, охрана природы, защита культурных ценностей и поддержка малообеспеченных граждан.

С целью реализации этих задач, органы, регулирующие деятельность в России естественных монополий, контролируют:

  • Все сделки по приобретению активов, не предназначенных для производства и реализации, стоимость которых превышает 10% собственного капитала предприятия-естественного монополиста.
  • Инвестиции предприятия-естественного монополиста в направления деятельности, не подлежащие государственному регулированию на сумму, превышающую 10% собственного капитала фирмы.
  • Продажу, передачу в лизинг, аренду и прочие виды отчуждения имущества естественных монополий, применяемые для регулируемой деятельности в пользу других лиц на сумму более 10% собственного капитала фирмы.

Базой исчисления упомянутых 10% служит размер собственного капитала, соответствующий данным последнего утвержденного баланса.

Исключения делаются для предприятий, являющихся естественными монополистами, подающих заявку на совершение подобных сделок в случае ее одобрения органами регулирования их деятельности. Основаниями для отказа служат следующие обстоятельства:

  • очевидный общественный вред от предполагаемой сделки;
  • неполный размер предоставляемой информации об обстоятельствах сделки или обнаружение в ней неправдивых фактов.

В свою очередь, субъекты государственного регулирования обязаны на основании законодательства о естественных монополиях:

  • Заключать договоры поставок или предоставления услуг с потребителями, входящими в льготный перечень, если есть техническая возможность их обеспечения.
  • Предоставлять регулирующему органу текущую финансовую отчетность и проекты своих капвложений.
  • Обеспечивать поступление на рынок производимого продукта без дискриминации потребителей, как того требует законодательное антимонопольное регулирование.

Кто регулирует естественные монополии

Естественная монополия как объект государственного регулирования - это сфера контроля федеральных и региональных органов власти.

На общегосударственном уровне до 21 июля 2015 года было две уполномоченные организации, но после упразднения Федеральной службы России по тарифам (ФСТ), осталась одна – Федеральная антимонопольная служба.

Практически в каждом регионе действует собственный межотраслевой совет по вопросам деятельности естественных монополий (обычно при губернаторах).

Регулирование естественных транспортных монополий

Под транспортной монополией в данном аспекте подразумевается хозяйственная деятельность в области эксплуатации железной дороги со всей ее инфраструктурой, а также морских и авиационных портов и терминалов. Этот сектор экономики специфичен, так как в ряде случаев его трудно ограничить региональными рамками.

Регулирование деятельности естественных монополий на транспорте производится с учетом индивидуальных характеристик субъектов. Как правило, крупные компании этой специализации принадлежат государству.

Усилия контролирующих органов направлены на поддержание доступных населению тарифов и одновременно соблюдение интересов инвестиционных финансовых структур. Если прибыльность вложений в транспортную отрасль России будет ниже нормативной, их никто не будет осуществлять.

Ответственность естественных монополий

Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основании 147-ФЗ. В зависимости от статьи закона, ответственность за нарушения может нестись в гражданско-правовом или административном порядке.

Гражданско-правовая форма ответственности применяется в случаях, когда естественные монополии наносят ущерб другим хозяйствующим субъектам. Решение о возмещении убытка имеет право принимать непосредственно регулирующий орган на основании решения арбитражного суда.

Административное наказание может выражаться предупреждением или штрафом. Их применяют только органы регулирования деятельности естественных монополий в следующих случаях:

  • завышение установленных тарифов и цен – в сумме до 15 тысяч МРОТ;
  • неисполнение предписания или решения органа регулирования – до 10 тысяч МРОТ;
  • представление неправдивой информации о показателях деятельности естественной монополии органу регулирования – до 1000 МРОТ;
  • непредставление документации по требованию органа регулирования – от 500 МРОТ.

В административном порядке за различные нарушения может быть оштрафован лично руководитель предприятия, занимающего на рынке естественно-монопольное положение – на сумму до 50 МРОТ.

Процедура банкротства естественной монополии

Особенности банкротства субъектов естественных монополий описаны в статье 197 Федерального закона 127-ФЗ («О банкротстве») в редакции 2018 года. Согласно положениям этого документа, субъект естественной монополии признается несостоятельным по совокупности следующих признаков:

  • Обязательства по уплате обязательных платежей просрочены более чем на полгода.
  • Сумма указанных просроченных обязательств составляет 1 млн руб. или более.

Информация о просроченных обязательствах документально подтверждается на основании исполнительного листа (ФЗ-197 «Об исполнительном производстве»).

В слушаниях по делу о банкротстве естественной монополии помимо непосредственно заинтересованных лиц может участвовать представитель федерального регулирующего органа (ФАС) на основании ст. 198 закона 127-ФЗ.

В процессе принудительного отчуждения имущества банкрота и его продажи, покупатель заключает с ФАС специальное соглашение об исполнении условий аукционных торгов. При их невыполнении покупателем сделка может быть признана недействительной по иску Федеральной антимонопольной службы.

Участие представителей ФАС в слушаниях дел о банкротстве возможно (по требованию суда или ходатайству заинтересованного лица) но обязательным не является.

Реализация имущества обанкротившегося естественного монополиста может быть приостановлена на срок до трех месяцев, если есть обоснованные предложения по восстановлению его платежеспособности.

Процедура постановления делопроизводства о банкротстве субъекта естественной монополии по закону может быть инициирована в случае, если он подал иск на органы власти об установленных ими неоправданно низких расценках, приведших к его несостоятельности. На время рассмотрения заявления предприятие пользуется правом на мораторий выплаты кредиторам (привилегия банкрота).


Естественные монополии по 44-ФЗ (статья 93) - это организации, которые могут выступать в роли исполнителя госзаказа. Ст. 93 44-ФЗ разрешает закупать их продукцию как у единственного поставщика. Расскажем, как точно определить, кто к ним относится.

Перечень естественных монополий по 44 ФЗ

Речь пойдет о списках с названиями организаций, являющихся законными монополистами:

  • в транспортных терминалах;
  • морских и речных портах;
  • аэропортах.

На сегодняшний день Приказом ФАС № 1189/17 от 08.09.2017 утверждены , работу которых регулирует само ведомство.

Перечень и реестр: соотношение понятий

Важно, что ФАС вправе регулировать деятельность только тех организаций, информация о которых содержится в Перечне и в Реестре. Причем многие субъекты естественной монополии состоят в обеих группах. Но по причине того, что первый затрагивает конкретные объекты транспортной инфраструктуры, а второй распространяется на целые отрасли экономики. Некоторые компании могут состоять только в одном из них. Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.

Кто входит в перечень субъектов естественных монополий РФ

Первый список состоит из 114 организаций в транспортных терминалах и морских портах. Второй — из 15 организаций в речных портах. Наконец, третий включает 94 субъекта в аэропортах. Все они имеют разные формы собственности (ООО, ФБУ, АО и т. д.).

Понравилась статья? Поделитесь ей