Контакты

Исчерпание фонда. «Кубышка» закончилась. Чем грозит России закрытие Резервного фонда? Что представляли из себя средства Резервного фонда

В декабре 2017-го Минфин потратил на покрытие бюджетного дефицита последний триллион Резервного фонда (РФ), и с 1 февраля «копилка» перестанет существовать. На что утекли деньги РФ и что это означает для российской экономики, вместе с финансистами разбирался «Шторм».

Резервный фонд просуществовал ровно 10 лет - он появился в 2008 году после разделения Стабилизационного фонда на Фонд национального благосостояния (ФНБ) и, собственно, на Резервный фонд. А теперь РФ перейдет под юрисдикцию ФНБ. Средства, которые были на балансе Резервного фонда, — сверхдоходы от экспорта нефти и газа.

К февралю 2015 года, когда деньги «кубышки» понадобились на то, чтобы закрыть бюджетную дыру, объем Резервного фонда составлял 5,8 триллиона рублей, а к концу года сократился до 3,6 триллиона рублей (данные Минфина). Миллиарды тратились не только на латание дыр в бюджете федеральном, а, например, на покрытие бюджета Пенсионного фонда. Примерно по 160 миллиардов рублей в месяц.

Объем последней оставшейся в России «копилки» — Фонда национального благосостояния — по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, на начало этого года составит 3,7 триллиона рублей. Бюджет на этот год предполагает изъятие из ФНБ 1,1 триллиона рублей. При таком раскладе и средств Фонда национального благосостояния надолго может не хватить (три года по 1,1 триллиона рублей — и от него останется 300 миллиардов). Правда, в Минфине обещают пополнять фонд бюджетными деньгами при стоимости барреля выше 40 долларов.

«Надо признать тот факт, что, начиная с 2008 года страна живет в состоянии афтершоковой терапии и вставания с колен. Едва оправившись от шока мирового экономического кризиса в 2008-м и 2009 году, мы стали проводить свою геополитическую линию на укрепление и отстаивание суверенных российских интересов, попали под санкционное давление и обвинения в нарушении международного права и прочей околесице. А отстаивание собственной суверенной позиции и политики в рамках мировой геополитической карты — дело затратное и требующее больших денег. Логично, что для сохранения стабильности и обеспечения экономического развития пришлось тратить деньги из кубышки », — рассуждает аналитик Международного финансового центра Роман Блинов.

Поскольку Резервный фонд иссяк, деньги на финансирование дефицита бюджета будут браться из ФНБ. В 2017 году дефицит бюджета составлял 1,6% (1,5 триллиона рублей). По словам шеф-аналитика ГК TeleTrade Петра Пушкарева, в режиме непополнения ФНБ спокойно протянет покрытие двухлетнего дефицита.



«А сам федеральный бюджет использоваться будет так же, как и в последние три года: в том числе и на повышение зарплат бюджетникам, пособий, выплат, чтобы компенсировать последствия суммарного подъема цен с 2014 года, на инфраструктурные проекты», — говорит он.

Эксперты уверены, что пока у государства есть достойная «копилка», откровенно экономить на пенсионерах и вообще на социально незащищенном населении власти не будут.

Сложнее будет, если — гипотетически — в экономике произойдут форс-мажорные события. Например, стремительно вниз поползут сырьевые котировки (ниже 40 долларов за бочку), и у Минфина не будет возможности пополнять ФНБ.

«Пока цены на основные наши экспортные товары растут, то российская экономика будет чувствовать себя комфортно, а у нашего правительства будет возможность верстать и исполнять федеральный бюджет в рамках скромного, но профицита, ну или, «на худой конец», со скромным дефицитом», — указывает Блинов.

Другое дело, если «копилка» все-таки иссякнет. По словам эксперта, в таком случае «правительству придется работать. Не просто сидеть и смотреть на нефтегазовую трубу, из которой рекой в страну текли инвестиции и валюта».

«На просмотр этого чудного зрелища было потрачено достаточно времени. и за этот промежуток истории уже, наверное, должно было дойти до большинства заинтересованных лиц, что под лежачий камень вода сама не течет. И как мне представляется, без проведения глобальных структурных реформ, затрагивающих практически все аспекты не только экономического развития страны, но и политического настоящего страны, мы, начиная уже даже не с 1 февраля 2018 года, а существенно раньше, не спасемся ни с Резервным фондом, ни без него.

Ну а если экономика в стране оживет и получит стимулы для развития и нормального функционирования, то население получит все, что оно захочет: низкие процентные ставки, прозрачные и надежные банки, прибыльные предприятия и новые рабочие места и наконец-то — растущие доходы», — резюмирует Блинов.

Алена Каткова

Исчерпание Резервного фонда в 2017 г. не станет неожиданностью, а финансирование дефицита бюджета может продолжиться из Фонда национального благосостояния (ФНБ), считают эксперты. Опубликованные на днях данные Минфина свидетельствуют, что в 2016 г. средства Резервного фонда уменьшились почти в четыре раза и составил 972,1 млрд рублей. ФНБ за это время "похудел" на 17% до 4,36 трлн рублей.

О том, что Резервному фонду в наступившем году грозит исчерпание, в Минфине признавали еще в прошлом году. Замминистра финансов Алексей Лавров в сентябре прошлого года отмечал , что Резервный фонд оскудеет уже к концу 2017 года, но вслед за этим финансирование дефицита госбюджета начнется из ФНБ. Именно его в финансовом ведомстве считают "пенсионной подушкой безопасности".

Он также не считает, что ФНБ непременно будет потрачен. "Этот фонд будут использовать только в случае необходимости. Есть и другие источники финансирования дефицита бюджета", - отметил он, обратив внимание, что цены на нефть держатся сейчас в районе $50 - 55 за баррель. Как известно, бюджет этого года был сверстан из расчета, что нефть будет стоить $40 за баррель.

Надо сказать, что и в предыдущие годы средняя цена на нефть была выше $40. По данным того же Минфина, в 2016 г. среднегодовая цена российской нефти марки Urals составила 41,9%, а в 2015 г. - 51,23%.

О том, что России вовсе не обязательно полностью растрачивать средства ФНБ сказал и главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. По его словам, искать источники финансирования бюджетного дефицита следует в заимствованиях.

"Россия сейчас находится в достаточно комфортной ситуации, когда она может выбрать источник ресурсов, - предположил Матовников. - Собственно, и Резервный фонд еще не окончательно потрачен, и другие источники финансирования есть. Инвесторы понимают, что у Минфина есть выбор, это позволит заимствовать на хороших условиях".

Однако не все эксперты полагают, что в 2017 г. в финансовой сфере все будет комфортно. В частности, руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг считает, что в 2017 г. может произойти стремительное падение котировок нефти. О том, что низкий курс рубля и падение котировок помогут заставят "шевелиться" российскую власть, сказал "Ленте.ру" бывший министр экономики Сергей Нечаев.

Однако нынешняя ситуация на нефтяном рынке оставляет российским фонда надежду на будущее. В декабре прошлого года министр финансов Антон Силуанов утверждал, что часть дополнительных доходов от роста цен на нефть в 2018 - 2019 гг. будет направляться на покрытие расходов бюджета для сохранения Резервного фонда и ФНБ.

Резервного фонда РФ больше нет. Он присоединяется к Фонду национального благосостояния (ФНБ). По прогнозу Минфина, на начало года в объединенном фонде должно остаться 3,7 трлн рублей, но его ликвидная часть составит только 2,3 трлн рублей. Если цены на нефть останутся на прошлогоднем уровне, то правительство купит валюты в резервы на 2-2,8 трлн руб.

По данным Минфина на 1 декабря 2017 года в Резервном фонде находилось $17,05 млрд или 994,64 млрд руб. В ФНБ было $66,94 млрд или 3,9 трлн руб. То есть объем двух фондов составлял около 5 трлн рублей.

Часть средств их фондов в конце года потрачено на финансирование дефицита федерального бюджета. По итогам января-ноября прошлого года он составил 532,4 млрд руб. Но, по традиции, на декабрь приходится самый большой объем расходов, поэтому итоговый показатель дефицита существенно вырастет.

По прогнозу министра финансов Антона Силуанова, дефицит бюджета составит в 2017 году около 1,5 трлн рублей или 1,6% ВВП.

«В этом году мы полностью используем средства резервного фонда, как это и предусмотрено было законом о бюджете. Мы несколько меньше задействуем средства Фонда национального состояния. По нашим оценкам, мы используем средства ФНБ в сумме 662 млрд руб.», - говорил Силуанов.

Объем ФНБ на 1 января 2018 года, по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, должен составить 3,7 трлн рублей, а его ликвидная часть - 2,3 трлн рублей.

Сколько точно потратил Минфин на покрытие дефицита бюджета, и сколько средств находилось в ФНБ на 1 января 2018 года, станет известно в ближайшие дни. Как правило, ведомство публикует первые оценки после 10 числа месяца следующего за отчетным.

Напомним, что Резервный фонд и Фонд национального благосостояния были созданы в 2008 году путем разделения Стабилизационного фонда. В Стабфонд, инициатором создания которого, был экс-министр финансов Алексей Кудрин, перечислялись дополнительные доходы от экспорта углеводородов.

Теперь все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета будут направляться в ФНБ. Решение об объединении фондов было принято по инициативе Минфина в июле 2017 года.

Против объединения Резервного фонда и ФНБ выступала Счетная палата. В ведомстве полагали, что данное объединение «содержит риски для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян, сбалансированности бюджета ПФР, а также финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов».

Кроме того, в Счетной палате подчеркивали, что изменения Бюджетного кодекса лишат ФНБ «источников формирования».

«Закрепление средств ФНБ в качестве источника формирования Резервного фонда, а также отсутствие источников формирования ФНБ приведет в конечном итоге к его исчерпанию», - говорилось в материалах аудиторов.

Но мнение Счетной палаты не было поддержано правительством и депутатами. Депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном чтении соответствующий законопроект 19 июля.

За объединенным фондом сохранятся и целевые направления расходования резервов двух фондов: финансирование дефицита бюджета, обеспечение сбалансированности страховой пенсионной системы и софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

Расходование резервов будет происходить по следующему принципу: если общий объем средств в объединенном фонде превышает 5% ВВП, тогда его использование будет ограничиваться выпадающими нефтегазовыми доходами, если меньше - расходование ограничится 1% ВВП. Это необходимо для сохранения минимально допустимого объема резервов.

Стоит также отметить, что с 1 января 2018 года в России начинает действовать новое бюджетное правило. Согласно ему, базовая цена на нефть составляет в $40 за баррель российской нефти Urals в ценах 2017 года (каждый год это значение юудет индексироваться на 2%). Сумма превышения будет пополнять резервы. Минфин будет покупать валюту на рынке на сумму рублевых допдоходов.

Антон Силуанов говорил, что объем покупок валюты Минфином на внутреннем рынке составит в 2018 году 2 трлн руб. при среднегодовой цене нефти $54-$55.

«При цене $54-$55 за баррель это будет около 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов. Перекроет даже те траты резервов, которые у нас в следующем году предусмотрены»,- сказал министр.

Он также подчеркнул, что если среднегодовая цена на нефть составит $60, ведомство приобретет валюту на 2,8 трлн руб.

В минувшем году Минфин купил валюты на 830 млрд руб. Эти средства должны быть зачислены в ФНБ.

Аналитик валютного рынка считают, что операции Минфина будут оказывать давление на рубль, и предрекают ему снижение относительно американского доллара и евро.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption В минфине ожидают истощения Резервного фонда и проблем с выплатами зарплат бюджетникам

Первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко на прошедших выходных предупредила о скором обострении экономического кризиса в России. Согласно Нестеренко, к этому приведет истощение российских резервов, и у правительства может не хватить денег даже на выплату зарплат госслужащим.

По словам первого зама министра финансов, резервы России будут полностью истощены уже к концу 2017 года, если не будут проведены структурные реформы. Как раз тогда у правительства и не будет больше средств на выплату зарплат госслужащим.

Согласно Нестеренко, пока правительству удается поддерживать видимость стабильности только благодаря резервам.

  • Почему новая девальвация не поможет российской экономике?
  • Эксперты ВШЭ: российские регионы погрузились в депрессию

"Центр шторма - это такое состояние, когда все затихает. Когда выглядит все тихо и благополучно, но на самом деле мы уже находимся в этом центре. И политики должны оценивать и выбирать решения, которые позволят из этого центра шторма тяжело, но выйти в управляемом режиме", - цитируют высокопоставленную чиновницу РИА "Новости".

По данным минфина на 1 июля 2016 года, объем Резервного фонда составлял почти 2,5 трлн рублей. Еще в начале этого года объем фонда превышал 3,6 трлн рублей, а в январе 2015 года - почти 5 трлн.

Image caption Денег Резервного фонда, скорее всего, хватит до конца следующего года

О скором исчерпании российских резервов сообщало и агентство Рейтер. В распоряжении агентства оказались материалы к проекту бюджета на 2017-2019 гг. Согласно этим материалам, остаток Резервного фонда Россия израсходует уже в 2017 году.

Затем власти начнут тратить Фонд национального благосостояния, который к 2019 году сократится до 2,79 трлн рублей.

ФНБ изначально был сформирован как стабилизационный фонд для пенсионеров в будущем. Если же учесть средства, которые будут размещены на депозитах в банках, а также вложенные в инфраструктурные проекты, то фонд составит 500 млрд рублей.

Всего минфин за три года возьмет из ФНБ около 1,8 млрд рублей.

Эти прогнозы министерства финансов затем подтвердили источники газеты "Ведомости". По данным издания, минфин намерен серьезно нарастить внешние заимствования, чтобы справиться с нехваткой средств.

По оценке Центра развития Высшей школы экономики, дефицит федерального бюджета за первое полугодие этого года составил 1,5 трлн рублей.

Из Резервного фонда для его финансирования было использовано 780 млрд рублей. Кроме того, потери фонда связаны с переоценкой валюты.

Последствия истощения Резервного фонда

Опрошенные Би-би-си эксперты согласились с тем, что Резервный фонд, скорее всего, будет в ближайшее время исчерпан. Но последствия этого могут быть разными.

Некоторые эксперты полагают, что власти могут действительно дойти и до того, чтобы резать зарплаты. Другие предлагают иные меры - рост госдолга, печатный станок или резервы ЦБ.

Если предположить, что доходы бюджета и цены на нефть будут во втором полугодии такими же, как в первом, то бюджет недополучит в этом году почти 2 млрд рублей, подсчитал Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики. Эту дыру и заткнут с помощью Резервного фонда.

Миронов ожидает сокращения расходов бюджета. Однако он предполагает, что правительство начнет не с зарплат бюджетников, а с расходов на здравоохранение, образование, строительство дорог и других экономических расходов. "Фактически мы вновь окажемся на уровне 1990-х годов", - полагает Миронов.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Эксперты заподозрили Нестеренко в лукавстве из-за заявления об отсутствии денег на зарплаты

Сокращение зарплат бюджетников тоже возможно, не исключает Миронов. В этом случае часть из них, прежде всего, силовики будут вынуждены уйти в бизнес.

Руководитель экономической программы Московского центра Карнеги Андрей Мовчан полагает, что в бюджете уже нет денег на выплаты зарплат, их черпают из Резервного фонда. Поэтому в словах Нестеренко есть некоторое, как он выразился, лукавство.

По словам Мовчана, дефицит бюджета можно пополнить, например, с помощью заимствований. Дефицит бюджета России составляет 3-4%, а уровень госдолга небольшой.

В течение 10 лет можно наращивать внешний и внутренний долг на 3-4%, и в результате госдолг вырастет где-то на 40% ВВП - до 110% ВВП. У многих стран госдолг намного выше, напоминает Мовчан.

С планами по наращиванию госдолга не согласен Миронов, который напоминает, что возможности заимствований для России ограничены санкциями.

Мовчан также напоминает о резервах ЦБ, под которые можно напечатать рубли, а также о возможности введения "инфляционного налога". ЦБ просто будет печатать рубли на 1-2% ВВП в год, а инфляция в такой ситуации вырастет до 12-15%.

Есть и еще один хитрый способ пополнить бюджет, который недавно обсуждали российские чиновники. помогает повысить доходы бюджета.

Несбывшиеся реформы

Николай Кащеев из "Промсвязьбанка" уверен, что минфин пытается следовать заветам бывшего министра финансов Алексея Кудрина и исходить из принципа "лучше быть более бдительным, чем более расслабленным", поэтому чиновники ведомства говорят о худших сценариях. Он полагает, что ведомство просто пытается предотвратить негативное развитие ситуации.

Миронов же, напротив, уверен, что в минфине констатируют серьезные проблемы с бюджетом: если минфин предупредит заранее, то не окажется виноватым в будущем кризисе.

Есть и еще одна теория: минфин, находящийся под влиянием Кудрина, продвигает пакет реформ. Чиновники несколько сгущают краски, чтобы успеть вместе с бюджетом предложить свои реформы.

Действительно Кудрин, возглавляющий сейчас Центр стратегических разработок, занят написанием стратегии развития России после 2018 года.

По словам самого Кудрина, его выводы будут увязаны с еще одной долгосрочной программой развития российской экономики - "Стратегией -2030".

При этом параллельно, по предложению помощника президента Андрея Белоусова, разрабатывается экономическая программа "Столыпинского клуба". СМИ сообщили, что она будет противовесом программе Кудрина.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Росссияне оказались в "ловушке бедного благополучия"

Все эти программы реформ станут наследницами "Стратегии-2020", выпущенной в 2011 году. Ту программу реформ готовили крупнейшие российские эксперты, а большая часть ее пунктов так и не была выполнена.

Среди ключевых пунктов "Стратегии" - реформа судов и полиции, борьба с коррупцией, рост расходов на образование и здравоохранение, повышение пенсионного возраста и различные меры по снижению зависимости от нефти.

По мнению экспертов, в любую новую программу реформ войдут примерно те же самые пункты, ведь именно они необходимы российской экономике.

Мовчан, например, назвал таковыми реформу правоохранительных органов, сокращение численности сотрудников госорганов и в целом реформу госуправления.

Кащеев напомнил о необходимости аккумулировать нефтегазовые доходы в отдельный бюджет или фонд, как это происходит во многих странах мира.

Однако эксперты уверены, что почти никто в России по-настоящему не заинтересован в реформах.

Мовчан полагает, что Россия попала в ловушку бедного благополучия: всё стабильно, но люди остаются бедными. По его мнению, россияне, скорее, боятся реформ.

"Каждый человек как-то прижился, каждый сидит на своем месте, будущего они не понимают, а настоящим дорожат", - поясняет Мовчан.

Правительство, по его мнению, тоже не хочет рисковать.

"А наша элита, бенефициары нынешней власти, люди, которые строят себе дома, как известно, по сотне миллионов долларов и возят себе собачек на самолете в Париж, им точно не нужны реформы, так как реформы означают конкуренцию, независимый капитал", - полагает эксперт.

Миронов же напоминает, что после падения цен на нефть правительство уже полтора года не может составить долгосрочные сценарии.

В Российской Федерации о предстоящем истощении резервных фондов говорят уже не только эксперты, экономисты и аналитики, но и чиновники - впрочем, последние пока в своих будничных заявлениях рассматривают такой вариант как сугубо теоретический. Боле детально о том, какими могут быть последствия исчерпания резервных фондов РФ, в том числе и для рядовых граждан, изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".

Эксперты, опрошенные журналистами Русской службы ВВС, соглашаются с распространенным мнением, согласно которому Резервный фонд РФ будет исчерпан уже в ближайшее время. При этом последствия исчерпания Резервного фонда эксперты называют разные. В частности, по мнению одних, российские власти действительно могут в конечном итоге решиться на такой шаг, как урезание зарплат, тогда как по мнению других, последствиями исчерпания Резервного фонда станут запуск печатного станка, рост государственного долга или использование резервов Центробанка.

Виталий Миронов, являющийся сотрудником Центра развития ВШЭ, отметил, что в случае, если стоимость нефти во 2-м полугодии 2016 года останется такой же, как в 1-м, то государственный бюджет по итогам года недополучит около 2 миллиардов рублей. Как раз эту дыру и будут латать с помощью средств Резервного фонда.

По мнению Миронова, следует ожидать сокращения бюджетных расходов. Однако он прогнозирует, что начнет правительство не с урезания зарплат работников бюджетной сферы, а со снижением расходов на строительство дорог, на образование, на здравоохранение, а также с сокращения иных экономических расходов. Фактически страна снова окажется на уровне 90-х годов прошлого столетия. Впрочем, такого варианта, как сокращение зарплат бюджетникам эксперт тоже не исключает - по его словам, в таком случае, часть работников бюджетной сферы, в первую очередь, работников силовых структур, будут вынуждены податься в бизнес.

Денег на зарплаты в государственном бюджете уже нет - Мовчан.

По словам Андрея Мовчана, занимающего в Московском центре Карнеги должность руководителя экономической программы, утверждает, что в российском бюджете уже нет денег на выплаты зарплат, и средства в настоящее время берутся из Резервного фонда. Пополнить государственную казну, сократив дефицит, можно, например, с помощью заимствований, ведь уровень государственного долга сейчас небольшой, а дефицит госбюджета составляет 3-4 процента ВВП.

Внешний и внутренний долг можно будет наращивать в течение 10 лет на 3-4 процента в год, и в конечном итоге он будет оставлять в пределах от 40 до 110 процентов валового внутреннего продукта, и в этом нет ничего такого страшного - как напомнил экономист, у целого ряда других стран уровень госдолга гораздо более высокий. В свою очередь Виталий Миронов не согласен с предложением наращивать государственный долг - он напомнил, что для Российской Федерации в настоящее время возможности заимствований ограничены.

Помимо этого, Андрей Мовчан напомнил о резервах Центробанка, под которые можно напечатать дополнительную рублевую массу, а также о варианте с введением в стране так называемого "инфляционного налога". Такой налог, напомним, действовал в России в начале 90-х годов прошлого столетия. Центробанком будут просто печататься рубли в годовом объеме от 1 до 2 процентов от ВВП, а инфляция в данной ситуации вырастет до отметки 12-15 процентов. Можно будет задействовать еще один инструмент, недавно обсуждавшийся российскими чиновниками - речь идет об искусственном занижении курса национальной валюты. С помощью данного инструмента, как несложно догадаться, можно будет нарастить поступления в государственный бюджет от экспортных поставок - в первую очередь от продаваемых за пределами страны энергетических носителей.

Сотрудник "Промсвязьбанка" Николай Кащеев убежден, что Министерство финансов РФ сегодня пытается следовать заветам своего бывшего руководителя Алексея Кудрина, и в своей политике ведомство руководствуется принципом, согласно которому более бдительным быть лучше, чем более расслабленным. Именно поэтому чиновники Минфина сегодня говорят о наиболее негативных сценариях из всех возможных. Кащеев предположил, что Министерство финансов тем самым просто старается предупредить возможное развитие ситуации по негативным сценариям.

Между тем Виталий Миронов уверен в том, что чиновники Минфина констатируют наличие серьезных проблем с государственным бюджетом, и если ведомство предупредит об этом заранее, то оно уже не будет виноватым в начавшемся кризисе. Существует еще одна теория, согласно которой находящееся под влиянием Кудрина Министерство финансов продвигает время пакет реформ, а чиновники несколько сгущают краски, представляя ситуацию более мрачной, чем она есть на самом деле, для того, чтобы успеть предложить свои реформы вместе с бюджетом.

Бывший глава Минфина, возглавляющий в настоящее время Центр стратегических разработок, действительно занимается сейчас написанием стратегии развития страны после 2018 года. Как объясняет сам Кудрин, все сделанные им выводы планируется увязать еще с одной долгосрочной программой, направленной на развитие национальной экономики - "Стратегией-2030". Параллельно с этим разрабатывается программа, подготовленная Столыпинским клубом, и рекомендованная президенту страны его помощником Андреем Белоусовым.

Понравилась статья? Поделитесь ей